Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 16.02.2008 N 84, от 10.05.2010 N 316, от 06.10.2011 N 824, от 28.03.2012 N 254, от 21.01.2013 N 20, от 23.07.2013 N 621, от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097, от 19.12.2014 N 1423, от 02.04.2015 N 315, от 02.11.2015 N 1184, от 21.01.2016 N 23, от 20.07.2016 N 700, от 28.06.2017 N 761, от 12.07.2017 N 832, от 20.10.2017 N 1276, от 30.05.2018 N 618, от 24.11.2018 N 1414, от 04.12.2018 N 1478)
Предупреждающие знаки уведомляют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует повышенного внимания и осторожности.
1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Нумерация дорожных знаков соответствует ГОСТу Р 52290-2004.
(сноска в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
1.3.1 «Однопутная железная дорога», 1.3.2 «Многопутная железная дорога».
Обозначение переезда через железную дорогу без шлагбаума: 1.3.1 – с одним путем, 1.3.2 – с двумя путями и более.
1.4.1–1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду».
Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.
1.5 «Пересечение с трамвайной линией».
1.6 «Пересечение равнозначных дорог».
1.7 «Пересечение с круговым движением».
1.8 «Светофорное регулирование».
Перекресток, пешеходный переход или участок дороги, движение на котором регулируется светофором.
1.9 «Разводной мост».
Разводной мост или паромная переправа.
1.10 «Выезд на набережную».
1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот».
Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 – направо, 1.11.2 – налево.
1.12.1, 1.12.2 – «Опасные повороты».
Участок дороги с опасными поворотами: 1.12.1 – с первым поворотом направо, 1.12.2 – с первым поворотом налево.
1.13 «Крутой спуск».
1.14 «Крутой подъем».
1.15 «Скользкая дорога».
Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.
1.16 «Неровная дорога».
Участок дороги с неровностями на проезжей части (волнистость, выбоины, неровности на стыках с мостами и другие).
1.17 «Искусственная неровность».
Участок дороги с искусственными неровностями для принудительного снижения скорости.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.18 «Выброс гравия».
Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и других материалов из-под колес транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.19 «Опасная обочина».
Участок дороги, где съезд на обочину может быть опасен.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.20.1–1.20.3 «Сужение дороги».
Сужение дороги: с обеих сторон – 1.20.1, справа – 1.20.2, слева – 1.20.3.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.21 «Двустороннее движение».
Начало участка дороги с встречным движением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.22 «Пешеходный переход».
Пешеходный переход, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.23 «Дети».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
1.25 «Дорожные работы».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.26 «Перегон скота».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.27 «Дикие животные».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.28 «Падение камней».
Участок дороги, где возможны обвалы, оползни и падение камней.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.29 «Боковой ветер».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.30 «Низколетящие самолеты».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.31 «Тоннель».
Тоннель без искусственного освещения или тоннель с ограниченной видимостью въездного портала.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.32 «Затор».
Участок дороги, где возможны заторы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.33 «Прочие опасности».
Участок дороги, где есть опасности, не указанные другими предупреждающими знаками.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота».
Направление движения на закруглении дороги с малым радиусом и ограниченной видимостью. Направление объезда ремонтируемого участка дороги.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.34.3 «Направление поворота».
Направление движения на Т-образном перекрестке или разветвлении дорог. Направление объезда ремонтируемого участка дороги.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
1.35 «Участок перекрестка».
Обозначение приближения к перекрестку, который обозначен разметкой 1.26. Выезд на этот участок запрещен, если впереди образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создавая препятствие для движения в поперечном направлении. Исключение составляют повороты направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.2017 N 1276)
Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5–1.33 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150–300 м, в населенных пунктах – на расстоянии 50–100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться на ином расстоянии, которое указывается на табличке 8.1.1.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
Знаки 1.13 и 1.14 могут устанавливаться без таблички 8.1.1 непосредственно перед началом спуска или подъема, если спуски и подъемы следуют друг за другом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
Знак 1.25 при краткосрочных работах на проезжей части может устанавливаться без таблички 8.1.1 на расстоянии 10–15 м до места проведения работ.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
Знак 1.32 используется как временный или в знаках с изменяемым изображением перед перекрестком, откуда возможен объезд участка дороги с затором.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
Знак 1.35 устанавливается на границе перекрестка. Если на сложных перекрестках невозможно установить знак на границе, его устанавливают на расстоянии не более 30 метров до границы перекрестка.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.2017 N 1276)
Вне пределов населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 дублируются. Второй знак размещается на расстоянии не менее 50 м до начала опасного участка. Знаки 1.23 и 1.25 повторяются также и в населенных пунктах непосредственно у начала опасного участка.
Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский
В данной статье будет обсуждаться следующее предупреждающие дорожные знаки:
- крутой спуск;
- крутой подъем;
- скользкая дорога;
- неровная дорога;
- лежачий полицейский;
- выброс гравия;
- опасная обочина;
- сужение дороги;
- двустороннее движение;
- пешеходный переход;
- дети.
Напоминаем, что предупреждающие дорожные знаки не предъявляют никаких требований к водителям, поэтому их невозможно нарушить. Тем не менее, данная группа знаков информирует о приближении к опасному участку дороги, игнорирование которого может привести к серьезным последствиям для водителя.
Лежачий полицейский: какими знаками обозначается, штрафы за нарушения
Рассмотрим, какой знак сообщает об искусственной неровности, где он устанавливается, как правильно проезжать «лежачего полицейского» и есть ли наказание за его неправильный проезд.
Что такое искусственная неровность
Искусственная неровность (ИДН) – это возвышение, создаваемое на дорогах для того, чтобы водители снижали скорость в местах скопления людей. В народе это устройство называют «лежачим полицейским» или «лежаком».
Основная цель установки «лежачих полицейских» – уменьшение количества ДТП в опасных зонах за счет принудительного снижения скорости транспортных средств.
Какие знаки указывают на искусственную неровность
О приближении к искусственной неровности предупреждает дорожный знак 1.17 «лежачий полицейский». Он представляет собой белый треугольник с красной каймой, внутри которого изображен бугор поперек дороги.
В городской черте знак устанавливается за 50-100 м до ИДН, а за её пределами – за 150-300 м.
Если знак 1.17 установлен на другом расстоянии от «лежачего полицейского», рядом с ним будет находиться знак 8.1.1, указывающий расстояние до объекта.
Не следует путать знак «лежачий полицейский» со знаком 1.16 «Неровная дорога». Он также имеет вид белого треугольника с красной каймой, но внутри изображены два бугра поперек дороги.
Знак «Неровная дорога» используется в зонах проведения ремонтных работ, чтобы предупредить о ямах, выбоинах и других неровностях на дороге. При его виде водитель должен снизить скорость, чтобы не повредить автомобиль и не попасть в аварию.
На дорогах также можно встретить дорожный знак 5.20 «лежачий полицейский» – синюю квадратную табличку с изображением бугра поперек дороги. При приближении к нему водителю также следует снизить скорость.
Знак 5.20 устанавливается непосредственно перед началом искусственной неровности, на ближней её границе относительно приближающихся автомобилей.
Где встречается «лежачий полицейский»
«Лежачий полицейский» устанавливается в зонах повышенной опасности – местах, где находятся школы, детские площадки, жилые дома. То есть там, где на дорогу могут выбежать дети или часто случаются ДТП.
Водители никогда не встретят знаки 5.20 и 1.17 на широкополосных дорогах, где разрешено движение со скоростью 60 км/ч и более.
Можно ли парковаться у знака «лежачий полицейский»
Вопрос парковки у «лежачего полицейского» зависит от места его расположения. Чаще всего искусственные неровности встречаются у пешеходных переходов, и при парковке необходимо соблюдать пятиметровую дистанцию до перехода. В противном случае вам может быть назначен штраф в размере 1 000 рублей по статье 12.19 КоАП, а ваш автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку.
Если неровность расположена там, где стоянка автомобилей разрешена знаками и Правилами, то парковаться можно. Закон это не запрещает.
Существуют ли штрафы за «лежачего полицейского»?
Да, есть. Причем не только штрафы. За нарушение правил при пересечении искусственной неровности можно даже лишиться прав.
Мера наказания зависит от того, какое нарушение совершил водитель на «лежачем полицейском»:
- Если водитель объехал искусственную неровность по обочине, штраф составит 1 500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.
- Если водитель объехал «лежачего полицейского» по встречной полосе, его ждёт штраф 5 000 рублей или лишение прав на четыре-шесть месяцев. Повторное нарушение в течение года может закончиться лишением прав на 1 год или штрафом 5 000 рублей, если нарушение зафиксировано камерой, по ч. 5 ст. 12.15 КоАП.
- Если водитель проехал «лежачего полицейского» на скорости выше установленного лимита, в зависимости от величины превышения назначат штраф от 500 до 5 000 рублей или лишат прав по ст. 12.9 КоАП.
Штраф нужно оплатить в течение 70 дней. В первые 20 дней действует скидка 50% (за исключением повторных нарушений).
Оплатить штрафы можно через наш сервис проверки и оплаты штрафов ГИБДД «Автокод Штрафы».
Регистрация на сервисе не требуется. Деньги списываются с банковской карты, а квитанция об оплате отправляется на электронную почту.
Что делать, если искусственная неровность установлена без знака?
«Лежачий полицейский» устанавливают в соответствии с п.п. 6.2 и 6.3 п. 6 ГОСТа Р52605-2006. Если отсутствует знак 1.17, предупреждающий о приближении к ИДН, и её границы не обозначены знаком 5.20, необходимо проехать неровность по правилам, а затем сообщить о нарушении в районную автоинспекцию или на Всероссийскую горячую линию ГИБДД по телефону 8 (800) 222-74-47.
Как дорожный знак «Искусственная неровность» влияет на автомобиль?
Высота «лежачего полицейского» составляет 5-10 см над уровнем дороги. Если бугор невысокий, машина преодолеет его как плавную кочку. Однако при грубом проезде, даже на низкой скорости, автомобиль получит удар по подвеске, что может вызвать утечку амортизаторов, повреждение сайлентблоков или необходимость замены рычагов. На высокой скорости автомобиль может подпрыгнуть на «лежачем полицейском», что приведет к потере контроля и возможному ДТП.
Таким образом, искусственная неровность положительно влияет на безопасность, но негативно на автомобиль. Проезжать её следует со скоростью не более 20 км/ч.
Как ездить по неровной дороге?
Чтобы безопасно преодолеть «лежачего полицейского», следует:
- снизить скорость до 10-20 км/ч;
- убедиться, что машина движется прямо, без резких рывков и маневров, чтобы не потерять контроль и избежать столкновения с другими автомобилями;
- держать достаточную дистанцию от впереди идущих машин.
Водитель должен быть внимательным и осторожным при проезде искусственной неровности, следить за перекрестками, перемещением пешеходов и соблюдать ПДД.
Что делать, если машина пострадала из-за искусственной неровности?
Если автомобиль получил повреждения на «лежачем полицейском», этот инцидент считается ДТП. Водителю необходимо включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак и вызвать сотрудников ГИБДД. Они составят протокол с описанием повреждений ТС, который автовладелец должен изучить и подписать.
- Заказать независимую экспертизу для оценки размера ущерба;
- Направить досудебную претензию в администрацию города или другое ведомство, ответственное за дорогу, с требованием возмещения убытков;
- Если ведомство откажет в компенсации, обратиться в суд.
Если «лежачий полицейский» установлен с нарушениями (отсутствует знак, повреждена конструкция, не соответствует высота), суд примет сторону автовладельца. Если же с «лежачим полицейским» всё в порядке, а авто пострадало из-за несоблюдения водителем скоростного режима, в компенсации откажут.
Краткое резюме
Последствия неправильного преодоления лежачих полицейских
Неправильное преодоление искусственных возвышений может привести к неприятным последствиям:
- поломкам – выходу из строя подвески, повреждениям передней части кузова;
- потере контроля над автомобилем, особенно на скользкой дороге;
- штрафам за нарушение правил – перед лежачими полицейскими устанавливаются знаки ограничения скорости – 20 или 40 км/ч, поэтому за быструю езду водителя оштрафуют по ст. 12.9 КоАП на сумму от 500 до 2500 руб.
Виды лежачих полицейских
Эти искусственные преграды представляют собой небольшие возвышения над дорожным полотном. Согласно п.4.2 и 4.3 ГОСТ Р 52605-2006, они бывают различных типов:
- монолитные – изготовленные из асфальтобетона и представляющие собой единую несъемную конструкцию;
- сборно-разборные – состоящие из нескольких конструктивных элементов, соединенных между собой;
- волнообразные – полуовальные, с профилем в виде непрерывной волны;
- трапециевидные – с сечением в виде трапеции и выраженным плоским участком вверху.
Максимальная высота лежачего полицейского – не более 7 см. Ширина должна быть такой, чтобы ИДН полностью перекрывала дорогу или отступала от ее края не более чем на 20 см. На поверхность наносятся световозвращающие элементы, делающие возвышение видимым в темноте.
Уменьшайте скорость при виде знака
Перед ИДН на дороге устанавливаются предупреждающие знаки 1.17 и 5.20 и наносится дополнительная поперечная «шахматная» разметка. Как только они появились – начинайте притормаживать. Тогда машина успеет снизить скорость и преодолеть возвышение будет легко.
Типичные ошибки при преодолении лежачих полицейских
Не только неопытные водители, но и автомобилисты со стажем могут неправильно преодолевать искусственные дорожные неровности. Автоэксперты выяснили, какие ошибки совершаются чаще всего.
Проезд через искусственное препятствие на высокой скорости
При такой технике проезда автомобиль подпрыгивает. Быстрая езда через ИДН может иметь неприятные последствия:
- На скорости свыше 40 км/ч колеса при «прыжке» ударяются о неровность, энергия удара передается на сайлентблоки, рычаги и другие элементы, которые смещаются, деформируются и выходят из строя. Спешка закончится серьезным ремонтом.
- Транспортное средство, разогнавшееся до 50 км/ч и более, при преодолении преграды может потерять управление даже на нескользкой дороге и попасть в ДТП.
- При еще более быстром движении через возвышение авто подскочит вверх и наклонится вперед. Так ездить нельзя – акробатический трюк приведет к поломкам и деформации кузова.
Проезд через искусственное препятствие с нажатыми тормозами
Совершать такой манёвр с утопленной педалью тормоза не рекомендуется. Подвеска дополнительно нагрузится, и автомобиль, подскочивший на искусственном препятствии, может сломаться.
Особенно опасно так проезжать участки с лежачим полицейским зимой. Это место на трассе всегда отшлифовано колесами, поэтому автомобиль потеряет управление и уйдет в занос. Правильно – затормозить заранее или слегка нажать на педаль перед искусственной неровностью.
Как проехать лежачего полицейского с полным багажником
Маневрировать лучше без ценностей в багажнике. Как только навык будет сформирован, можно перевозить любой груз и не беспокоиться о его сохранности.
Стоит ли пересекать лежачего полицейского наискосок
В интернете можно найти мнение, что пересечение препятствия сначала одним колесом, а потом другим, меньше изнашивает подвеску. Действительно, такой переход проходит плавнее, особенно на автомобилях с мягкой подвеской, но ресурс подвески при этом не увеличивается, а сокращается. При движении под углом стабилизаторы скручиваются, деформируются и могут выйти из строя. Для моделей с жесткой подвеской этот метод вообще не подходит.
Проезд одним колесом
Согласно пункту 4.1.3 ГОСТ 52605-2006, лежачий полицейский может не доходить до края дороги 20 см. Между обочиной и ИДН остается пространство, по которому водители часто проезжают одним бортом.
Такой способ езды имеет значительные недостатки:
- Одно колесо находится выше другого, амортизаторы испытывают повышенную нагрузку и быстрее изнашиваются.
- Если на краю дороги установлен бордюр, можно поцарапать об него колесные диски.
- Выезд на обочину может привести к штрафу по статье 12.15 КоАП РФ на сумму до 1500 рублей.
Проезд лежачего полицейского – это простой маневр, которому легко научиться. Рекомендуется несколько раз отработать его на пустой дороге, чтобы потом уверенно выполнять в потоке или в сложных дорожных условиях.