Многие налогоплательщики задаются вопросом о том, как можно восстановить ИНН через Госуслуги, особенно если у них нет возможности посетить районную ИФНС. Такой сервис был бы крайне полезен для граждан, которым трудно покинуть дом из-за возраста или заболевания. В настоящее время оформление данного документа онлайн доступно только с ограниченным функционалом. Однако существует возможность упростить процедуру получения ИНН. Подробнее о том, возможно ли получить ИНН через Госуслуги для физических лиц, вы можете узнать по ссылке.
Непосредственно через портал Госуслуги пользователь не сможет восстановить поврежденный или утерянный ИНН. Вы можете проверить это, совершив несколько действий на сайте:
- откройте главную страницу портала;
- выберите раздел «Жизненные ситуации»;
- в разделе найдите категорию «Утеря документов» и перейдите в нее;
- в предложенном списке документов нажмите на ссылку с ИНН.
После выполнения этих действий пользователь, который хочет восстановить ИНН через Госуслуги, окажется на странице, где ему сообщат, что такая возможность отсутствует. Здесь он кратко ознакомится с процедурой восстановления документа и будет предложено перейти на официальный сайт Федеральной налоговой службы (ФНС). Упрощенный способ получения ИНН налогоплательщика доступен именно через этот информационный ресурс.
Официальный сайт ФНС предлагает посетителям следующие возможности:
- Оплатить госпошлину в размере 300 рублей, согласно Налоговому кодексу, пункт 132 статья 333.33;
- Записаться на прием к налоговому инспектору онлайн в удобное время, предварительно введя фамилию, имя и электронный адрес;
- Узнать подробную информацию о доступных способах получения дубликата ИНН;
- Скачать бланк заявления по форме № 2-2-Учет, утвержденный Приказом ФНС России № ЯК-7-6-488@ от 11.08.2011, для предварительного заполнения.
Однако, на данный момент невозможно подать заявление онлайн на сайте и получить документ по почте или в «Личном кабинете» налогоплательщика.
Возможно, в будущем возможно будет восстановить ИНН через Госуслуги или официальный ресурс Федеральной налоговой службы. Но на данный момент у граждан есть только три способа оформления дубликата свидетельства ИНН:
- Есть возможность явиться лично в налоговую инспекцию и подать заявление.
- Возможно отправить туда представителя, оформив на него доверенность.
- Также можно отправить заявление по почте.
Во всех случаях, кроме заявления формы № 2-2-Учет, необходимо предоставить:
- Гражданский паспорт заявителя.
- Документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства.
- Квитанцию, полученную при уплате госпошлины.
Представитель налогоплательщика, помимо доверенности, также должен иметь при себе собственный паспорт. В случае, если гражданин, утративший ИНН, обращается в налоговую службу по почте, необходимо заверить копию паспорта и копию документа, подтверждающего место его проживания, в нотариальной конторе.
В соответствии с общим правилом повторное свидетельство с номером налогоплательщика (ИНН) изготавливается и выдается заявителю в течение 5 рабочих дней. Если заявление и прочие документы поступили налоговым органам по почте, то пятидневный срок начинается с дня получения почтового отправления.
В случае личного отсутствия заявителя при получении дубликата, документ будет направлен по его адресу заказным письмом.
Особенность восстановления потерянного ИНН
Выпуск дубликата свидетельства налогоплательщика стоит 300 рублей, и эта плата взимается только в случае потери или повреждения свидетельства. Если требуется замена документа из-за изменения личных данных (например, женщина изменила фамилию после замужества), повторное свидетельство выдается бесплатно. В таких случаях нужно иметь с собой устаревшее свидетельство ИНН и документы, подтверждающие изменение данных (или приложить нотариально заверенные копии при отправке почтой).
Подробную информацию по этой теме можно найти на сайте КонсультантПлюс.
Там также доступен бесплатный пробный доступ к системе на 2 дня.
Важное сообщение от налоговой
—> 07 Апреля 2016
Через портал государственных услуг есть возможность получить ИНН через Интернет, при условии, что гражданин зарегистрирован на данном сайте и успешно прошел процедуру авторизации.
Для регистрации нужно указать паспортные данные, номер телефона и электронную почту. Процесс авторизации является более сложным. Он включает заполнение анкеты, указание ИНН и СНИЛС. После этого придется дождаться ответа от системы: пароль будет отправлен Почтой России на адрес вашего места жительства.
Теперь можно открыть свой личный кабинет на сайте gosuslugi.ru. Для входа в качестве логина можно использовать электронную почту, указанную в анкете, СНИЛС или ИНН, а в качестве пароля — тот, который был выслан по почте.
Для получения первичного свидетельства ИНН, которое выдается бесплатно, достаточно заполнить заявление на сайте государственных услуг в формате ФНС.
Для того чтобы найти нужную форму, можно воспользоваться поиском или перейти к списку электронных услуг налоговой инспекции. Правильное название услуги — «Постановка на учет физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в налоговом органе на основании заявления».
После этого, чтобы получить готовое свидетельство ИНН, необходимо обратиться в инспекцию по месту жительства и предъявить паспорт. Если другому лицу требуется забрать свидетельство ИНН заявителя, то это возможно только при наличии нотариально удостоверенной доверенности.
К сожалению, через госуслуги получить ИНН невозможно в случае, если нужно получить повторное свидетельство, взамен утерянного. В этом случае необходимо заплатить госпошлину и обратиться лично или написать письменное обращение (по Почте России) в территориальную инспекцию.
Получить ИНН через интернет можно и проще: на сайте государственных услуг можно заказать и получить свидетельство с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП или ЭП).
Данная ЭЦП будет работать только на портале государственных услуг и не сможет быть использована на других ресурсах, включая официальные сайты, или для подписания личных документов и электронных писем.
ЭЦП можно получить в аккредитованных удостоверяющих центрах. Первой компанией, начавшей выдавать подписи для gosuslugi.ru, стал «Ростелеком». На сегодняшний день таких центров стало больше. Актуальный список удостоверяющих центров можно найти на сайте Минкомсвязи.
Сейчас ключом ЭЦП является USB-устройство. Однако ведется работа по внедрению электронной подписи в SIM-карты мобильных телефонов, похожие заявления уже делали «Ростелеком» и крупнейшие сотовые операторы.
Для получения электронной подписи вам понадобятся следующие документы:
- паспорт;
- ИНН (если вы не получали свидетельство, не беда, номер можно узнать онлайн на сайте ФНС)(см. Как узнать ИНН по паспорту или фамилии);
- СНИЛС.
При посещении удостоверяющего центра вам придется подписать несколько документов (согласие на обработку персональных данных, договор с удостоверяющим центром, заявку на получение ключа подписи) и дождаться загрузки специалистом ваших паспортных данных в систему.
Оплата электронной подписи осуществляется при получении. Стоимость зависит от удостоверяющего центра. Например, «Ростелеком» предлагает токен с электронной подписью за 700 рублей, в то время как некоторые компании, предлагающие дополнительное программное обеспечение, устанавливают цену около 1500 рублей.
Сразу после подачи заявления и подписания согласия на работу с персональными данными, ключ должен быть установлен в USB-устройство. На токене будет установлен пароль по умолчанию (1234567890), который пользователь должен изменить самостоятельно.
К сожалению, оборудование для сайта государственных услуг в основном работает с операционными системами семейства Windows. Вероятно, оно не запустится на Linux.
Установка ЭЦП сама по себе несложна: необходимо зайти на портал государственных услуг и выбрать вход в личный кабинет через «Авторизацию по ЭЦП». Далее Мастер установки Плагина пользователя портала государственных услуг выполнит все необходимые шаги. После нескольких нажатий кнопки «Далее» и перезагрузки браузера, можно войти в личный кабинет на сайте государственных услуг с использованием новой цифровой подписи.
Если заявление в электронной форме подписано ЭЦП, то получение ИНН через интернет можно осуществить полностью онлайн, без необходимости посещать налоговую инспекцию. Вместо этого можно запросить ИНН по почте или получить его на электронную почту (или скачать с сайта). В последнем случае заявителю будет выслан файл в формате PDF, содержащий отсканированное свидетельство с цифровой подписью представителя налоговой службы.
Каковы преимущества использования ЭЦП для получения ИНН?
Конечно, электронная подпись не является бесплатной и ее приобретение требует определенных затрат, однако это оправдывается следующими преимуществами:
- не нужно ждать две недели, пока придет пароль для доступа к личному кабинету по почте;
- не требуется вводить пароль и логин – достаточно вставить токен с подписью в USB-разъем компьютера;
- Заказать и получить ИНН через госуслуги можно, не выходя из дома. Он может быть доставлен на e-mail или почтой России.
Таким образом, уже существующая система получения и выдачи ИНН через интернет на официальном сайте государственных услуг позволяет оформить заявление на налоговый учет и, при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП), даже получить свидетельство почтой России или в электронном формате. Помимо этого, авторизация (с использованием пароля или электронного ключа) дает доступ к другим полезным услугам, предоставляемым государственными органами через интернет.