1. Конституция Российской Федерации в статье 29 гарантирует свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации. Выполнение этих прав часто связано с профессиональной деятельностью журналистов.
Пострадавшим в данном преступлении является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.
Под профессиональной деятельностью журналистов понимается редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ или по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации») (в ред. от 14.06.2011).
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.
Профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации регулируется Законом РФ «О средствах массовой информации».
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, препятствующих законной профессиональной деятельности журналиста, и характеризуется методами такого препятствования — принуждением к распространению или отказу от распространения информации.
Препятствование подразумевает противодействие со стороны других лиц посредством принуждения журналистов к распространению информации. Принуждение может включать воздействие на орган массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и другие подобные действия, а также воздействие на самого журналиста. В частности, принуждение может выражаться в применении насилия к журналисту или его близким, угрозе насилия, уничтожении или угрозе уничтожения имущества, угрозе увольнением, понижением в должности, шантаже (угрозе разглашения нежелательных сведений) и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространении сведений, порочащих журналиста и его близких) и т.д.
Причинение вреда другим объектам при препятствовании законной профессиональной деятельности журналистов требует квалификации по совокупности преступлений.
Под распространением информации понимается любая форма доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: публикация, выступление по радио, телевидению и т.п.
3. Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения самого деяния, независимо от того, удалось ли добиться от журналиста распространения или отказа от распространения той или иной информации.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
5. Субъект основного состава преступления — общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В квалифицированном составе субъект специальный — должностное лицо СМИ, где работает журналист, или любое другое лицо, обладающее служебным положением, использующее его для препятствования законной профессиональной деятельности журналиста.
6. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрен особо квалифицированный состав препятствования законной профессиональной деятельности журналистов. Законодатель относит к особо квалифицирующим признакам данного преступления применение насилия к журналисту или его близким, либо повреждение или уничтожение их имущества, а также угрозу применения такого насилия.
Применение насилия в данном случае охватывает насилие любого характера, причинение легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью при совершении деяния требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.
Согласно ч. 3 рассматриваемой статьи, деяние квалифицируется не только в случае фактического применения насилия, но и при угрозе его применения.
Уничтожение имущества подразумевает его приведение в состояние полной непригодности для использования по назначению, без возможности восстановления. Повреждение же означает частичную непригодность или полную непригодность, но с возможностью восстановления.
Особенности увольнения предпенсионеров и ответственность за него
Поправки в УК РФ, направленные на защиту трудовых прав граждан предпенсионного возраста, вызвали множество вопросов у юристов и бизнесменов еще на стадии обсуждения. Однако статья 144.1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за отказ в приеме на работу или увольнение предпенсионеров, была принята и вступила в силу. Какие сложности существуют в сфере трудовых отношений для данной категории сотрудников и как запрет на увольнение согласуется с отдельными статьями ТК РФ? Попробуем разобраться. Специфика заключения трудового договора с лицами предпенсионного возраста.
Статья 144.1 УК РФ
- Увольнение может быть обосновано документально не возрастом, а другими причинами.
- Статья может использоваться против работодателя как репрессивный инструмент, не учитывая истинные мотивы увольнения, которые могут быть не связаны с возрастом сотрудника.
- Применение статьи может привести к увеличению числа срочных трудовых договоров и сокращению бессрочных договоров в определенном сегменте рынка труда, что повысит риск увольнения предпенсионеров в будущем.
Важно помнить! Отказ в трудоустройстве гражданину предпенсионного возраста без обоснования также запрещен. Наказания за это аналогичны тем, которые применяются при необоснованном увольнении (ст. 144.1 УК РФ).
Это означает, что внимание к соответствию норм УК и ТК РФ в ситуации, когда возможно увольнение граждан предпенсионного возраста, является крайне важным.
По сокращению штатов
ВАЖНО! Рекомендации по сокращению работников предпенсионного возраста от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Можно ли уволить сотрудника предпенсионного возраста при сокращении? ТК РФ не предусматривает льгот для этой категории при сокращении штатов (ст. 81-2 ТК РФ), запрета на увольнение нет — такова позиция Роструда.
При этом законодательная процедура увольнения должна строго соблюдаться, в частности, работник должен быть уведомлен о сокращении за два месяца до события под подпись (ст. 180 ТК РФ). Также ФЗ-1032-1 устанавливает льготы для предпенсионеров в случае их сокращения. Если до пенсии осталось менее двух лет и нет возможности трудоустроиться (ст. 81 ТК РФ, ч. 3), служба занятости может предложить досрочную пенсию (ФЗ-1032-1 от 19.04.1991 г., ст. 32-2).
По собственному желанию и по соглашению сторон
Работник предпенсионного возраста может уволиться по собственному желанию на условиях, изложенных в ст. 80 ТК РФ, или по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). Основное отличие: при увольнении по собственному желанию предпенсионер может изменить свое решение (озвученное письменно за две недели до ухода) и продолжить работу. Если увольнение происходит по соглашению сторон, то отменить его единолично работник не сможет, так как решение является двусторонним.
Недобросовестные работодатели могут оказывать давление на сотрудников предпенсионного возраста, вынуждая их увольняться по собственному желанию или по соглашению сторон. Это позволяет избежать ответственности по статье 144.1 УК РФ. Если работник добросовестно выполняет свои обязанности и хочет продолжать работать, нет смысла соглашаться на такие предложения. В противном случае работодатель может уволить его по своей инициативе, но для этого нужны веские доказательства.
Увольнение по инициативе работодателя
Увольнение предпенсионера по сокращению штатов – лишь одна из причин увольнения по инициативе руководства. Работник, даже защищенный новой статьей УК РФ о необоснованном увольнении, может быть уволен на законных основаниях (по нормам статьи 81 ТК РФ), если он не выполняет свои трудовые обязанности должным образом. Вот наиболее распространенные причины:
- несоответствие профессиональным требованиям, подтвержденное результатами аттестации;
- неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин при наличии взысканий;
- грубое нарушение трудовых обязанностей, даже однократное;
- прогул (отсутствие без уважительных причин более 4 часов в смену или в течение рабочего дня);
- нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения.
Кроме того, работодатель может уволить за разглашение охраняемой законом тайны, кражу, игнорирование норм охраны труда и другие серьезные нарушения.
Как уволить предпенсионера без нарушения закона
Перспектива совершения уголовно наказуемого деяния при увольнении пожилых сотрудников работодателей не радует. Практики советуют не спешить расставаться с ценными возрастными кадрами. Если такая необходимость все же возникает, следует учитывать следующие моменты:
- Аттестационная комиссия. Этот инструмент контроля уровня профессиональных знаний может быть прописан в локальных нормативных актах организации и проводиться раз в полугодие или год. Работники по итогам аттестации подтверждают свою квалификацию. Если сотрудник предпенсионного возраста не хочет повышать свой профессиональный уровень, он может быть уволен за не прохождение аттестации. Даже в суде этот аргумент может быть признан веским.
- Контроль качества работы. В отличие от аттестации, оценка качества работы сотрудников, включая предпенсионеров, — постоянная процедура, основанная на объективных критериях и показателях, выраженных в цифрах. Особенно актуально это в производственном секторе.
- Грамотное оформление нарушений ТК РФ. Работник, игнорирующий свои трудовые обязанности, даже если он предпенсионного возраста, может быть уволен. Важно соблюсти все предшествующие увольнению процедуры и оформить соответствующую документацию по факту нарушений (выговоры, объяснительные, приказы).
В случае незаконного увольнения работника предпенсионного возраста виновные могут быть привлечены к административной ответственности. За необоснованное увольнение предпенсионера предусмотрена уголовная ответственность, а также возможна материальная ответственность.
Посмотреть виды ответственности за незаконное увольнение.