Мероприятия по психологическому профотбору с призывниками проводятся в два этапа:
Первый этап — при первоначальной постановке граждан на воинский учет.
Второй этап — с момента постановки на воинский учет до явки на призывную комиссию.
На первом этапе, в период начальной постановки на воинский учет, профотборочная группа военного комиссариата выполняет следующие действия:
- проводит военно-профессиональную ориентацию граждан;
- осуществляет их социально-психологическое исследование;
- проводит психологическое и психофизиологическое обследование.
На втором этапе выполняются следующие мероприятия:
- профориентационные мероприятия по приобретению гражданских профессий (специальностей), близких к военным, подготовка по военно-учетным специальностям;
- социально-психологическое исследование призывников для уточнения профессиональной пригодности, выявленной на первом этапе;
- дополнительные психологические и психофизиологические обследования призывников;
- отбор призывников для обучения по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.
Профессиональный отбор на этапе начальной постановки на учет
На этом (первом) этапе осуществляются:
- военно-профессиональная ориентация;
- социально-психологическое исследование граждан;
- психологическое и психофизиологическое обследование.
Во время военно-профессиональной ориентации гражданам предоставляется информация о военно-учетных специальностях и должностях, даются персональные рекомендации по подготовке и службе на конкретных воинских должностях, разъясняется порядок подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.
При социально-психологическом исследовании граждан:
- анализируются учетные документы и информация с мест учебы или работы;
- проводятся индивидуальные беседы с каждым призывником для выявления устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств;
- наблюдается поведение в ходе бесед и обследований, направленное на выявление признаков нервно-психической неустойчивости, недостаточной сообразительности и особенностей психомоторики.
Психологическое и психофизиологическое обследование проводится с целью определения уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.
По итогам профессионального психологического отбора составляются заключения о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям.
С учетом данных заключений, в военкомате формируются списки граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях. Прежде всего, включаются граждане с первой или второй категорией профессиональной пригодности.
Заключения о профессиональной пригодности записываются в учетную карту призывника. Результаты социально-психологического исследования, психологического и психофизиологического обследования заносятся в лист изучения призывника, журнал учета работы группы профотбора военкомата и прикрепляются к личному делу призывника.
Профессиональный отбор на этапе призыва
Второй этап охватывает период от начальной постановки на воинский учет до явки на призывную комиссию. В этот период профотборочная группа военкомата:
- организует мероприятия по военно-профессиональной ориентации призывников на приобретение гражданских профессий, близких к военным, и подготовку по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;
- продолжает социально-психологическое исследование призывников для уточнения профессиональной пригодности, выявленной на первом этапе;
- проводит углубленное психологическое и психофизиологическое обследование для определения уровня нервно-психической устойчивости призывников;
- участвует в отборе граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных организациях;
- анализирует результаты профотбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных организациях.
Результаты профотбора учитываются при принятии решений о профессиональной пригодности призывников к военной службе на определённых должностях (по категориям основных аналогичных воинских должностей).
Профотбор в военные учебные заведения
От автора: Профотбор в военные институты включает множество мероприятий. Это проверка общеобразовательного уровня (вступительные испытания), проверка физической подготовки, медицинская комиссия и, конечно же, социально-психологическое изучение кандидатов, а также их психофизиологическое и психологическое обследование.
Вероятно, необходимость в такой статье возникла давно. В интернете множество запросов, таких как «профотбор в военные училища», «профессиональный отбор в военные училища», «профотбор в армии», «профотбор в ФСБ», «профотбор в военкомате».
Также в сети много ответов на тему профотбора в военные институты. Некоторые даже предлагают купить тесты и методики, якобы используемые для профотбора в военные институты. Причем эти «методики» продаются по довольно высокой цене. Очевидно, кто-то покупает их и тренируется в надежде пройти профотбор.
Сразу хочу сказать, что это напрасная трата денег и времени. Никто не выложит в сеть настоящие методики, используемые при профотборе в военные институты. Да и названий этих методик (профессиональных наименований) в интернете вы не найдете.
Причин для этого несколько.
Во-первых, не все знают эти методики. Люди, пользующиеся интересом к этому вопросу, чаще всего не военные и доступа к методикам не имеют. Поэтому они выдают любой набор тестов за те, которые якобы используются при профотборе в военные учебные заведения.
Во-вторых, запомнить все методики, вопросы и желаемые ответы невозможно из-за их большого количества. Только если вы не обладаете феноменальной памятью.
В-третьих, специалисты по профессиональному психологическому отбору (а в военных институтах есть такие подразделения – группы профессионального психологического отбора) никогда не выложат эти методики в сеть. Существует определенная ответственность и корпоративная этика, которые не позволяют этого делать.
Поэтому в интернете множатся «методики для профотбора в военные учебные заведения», которые не имеют ничего общего с настоящими.
У тех, кто читает эти строки, возникает резонный вопрос: зачем я это пишу?
Просто хочу уберечь и предостеречь вас от тех, кто пытается выманить у вас деньги.
Также хочу рассказать о том, что же такое профотбор в военные институты. Сразу скажу, если кто-то надеется найти здесь методики, это напрасно. Причина?
Я уже озвучил эти причины. Для меня самая веская – третья. Я долгое время руководил группой профессионального психологического отбора в одном из военных институтов, уважаемом и востребованном как среди военных профессионалов, так и среди абитуриентов, желающих стать офицерами. Вопрос я знаю не понаслышке, а изнутри. Наверное, это еще одна причина, которая подтолкнула меня к написанию этой статьи.
Итак, начнем.
Для начала скажу, что понятие «профотбор в военный институт» достаточно широкое. Те, кто предлагает вам психологические методики под названием «методики профотбора в военные институты», просто не знают сути вопроса и хотят выманить у вас деньги. То, что они предлагают вам эти методики, утверждая, что это тесты профотбора в военные институты или профотбора в военкомате, говорит о их некомпетентности.
Профотбор в военный институт как мероприятие включает в себя многое: проверку общеобразовательного уровня (вступительные испытания), проверку физической подготовки, медицинскую комиссию и, конечно же, социально-психологическое изучение кандидатов, психофизиологическое и психологическое обследование кандидатов на обучение.
Насколько я понимаю запросы абитуриентов и их родителей, под понятием «профотбор в военные училища» они имеют в виду именно психофизиологическое и психологическое обследование кандидатов на обучение. Да, это очень важный этап профессионального отбора.
Сообщаю вам, что по итогам этого обследования (а оно длится несколько часов) принимается решение о допуске кандидата к участию во вступительных испытаниях. Иначе говоря, если абитуриент не прошел психофизиологическое и психологическое обследование, он забирает свои сертификаты ЕГЭ, не сдаёт физподготовку и не проходит медкомиссию — он просто собирает вещи и отправляется домой.
Сурово, но это так. В военный институт путь для него закрыт.
Сразу оговорюсь, это не означает, что он неполноценный, больной или что-то подобное. Ни в коем случае! Он может быть «семи пядей во лбу», мастером спорта и абсолютно здоровым человеком, но по своим психологическим качествам он не подходит для кандидатуры офицера. Он может быть весьма успешным в обучении и в своей профессии, но это не профессия офицера. Он может стать великим ученым, выдающимся писателем, кем угодно и сколько угодно великим, но не кадровым военным.
Вот, в принципе, и всё, что я хотел сказать вам о профотборе в военные учебные заведения. Разумеется, в любом деле есть свои профессиональные секреты, и я их здесь вам не раскрою. Но если у вас возникли конкретные вопросы по этой теме, то пишите — что смогу, поясню, чем смогу — помогу.
Удачи и великого терпения всем, кто хочет посвятить себя нелегкому офицерскому труду. Это очень достойное занятие, но не каждому оно по силам.
Особенности S теста в военкомате: вопросы и ответы
Многие молодые люди призывного возраста выражают недовольство, узнав о необходимости прохождения психологического тестирования в военкомате. Обычно, профессионально-психологическое тестирование проводится вместе с обязательным медицинским обследованием для определения категории годности кандидатов на военную службу.
- Профессионально-психологический отбор призывников в России
- Цель профессионального отбора в военкомате
- Тест S
Профессионально-психологический отбор призывников в России
В соответствии с российским законодательством, граждане, подлежащие призыву на срочную службу, желающие подписать контракт с Министерством Обороны РФ, включая поступающих в военные училища и вузы, обязаны пройти «Профотбор» – профессионально-психологическое тестирование.
Министерство Обороны РФ уделяет особое внимание этому мероприятию, учитывая общественный резонанс преступлений, происходящих в войсках. Все кандидаты на военную службу проходят тщательный и качественный отбор.
Профессионально-психологическое тестирование обязательно для кандидатов, поступающих в военные учебные заведения, для получения допуска к караульной службе, службе в секретных частях и на режимных военных объектах.
Министерство Обороны РФ применяет следующие виды тестов для проведения профессионально-психологического отбора кандидатов на военную службу:
- Тест S;
- 16ФЛО-1;
- МИОМ-2;
- МЛО Адаптивность-1;
- Арифметический счет;
- Установление закономерностей.
Обычно выбор тестов, предлагаемых военкоматом, зависит от целевого назначения кандидатов на военную службу, проходящих профессионально-психологический отбор.
Военкомат применяет тесты на определение закономерностей и арифметические задания как для кандидатов на срочную службу, так и для контрактников. Результаты этих тестов приводятся в конце статьи.
Значение профессионального отбора в военном комиссариате
Основная цель профессионально-психологического тестирования будущих военнослужащих – выявление их морально-психологических качеств и нервно-психического состояния, включая наличие профессиональных навыков в определенной области.
На основании этого тестирования комиссия в военкомате определяет категорию профессиональной пригодности для каждого кандидата на военную службу. Существует 4 категории:
- I – кандидат, рекомендованный для прохождения службы в войсках в первую очередь;
- II – кандидат рекомендован для военной службы;
- III – кандидат условно рекомендован для службы в армии;
- IV – кандидат не рекомендован для службы в ВС РФ.
Во время призывной кампании психологическое тестирование проводится с целью выявления молодых людей, чье поведение отклоняется от общественных норм, включая тех, у кого есть трудности с социальной адаптацией. Главная цель психологического тестирования – укомплектование войск и силовых структур РФ здоровым и профессиональным личным составом, а также предотвращение попадания в армию физически и психологически непригодных к службе граждан.
Методики тестирования, специально разработанные для профессионального отбора кандидатов на военную службу Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны России, делят призывников на четыре категории:
- Категория 1 – практически здоровые лица с высоким уровнем нервно-психической устойчивости. У них маловероятны нервные и психологические срывы;
- Категория 2 – лица с достаточной нервно-психической устойчивостью. У этих кандидатов на военную службу существует вероятность нервных и психических срывов при длительном пребывании без соответствующей поддержки в экстремальных условиях;
- Категория 3 – лица с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью. У таких военнослужащих возможны нервно-психические срывы даже при непродолжительном пребывании в экстремальных условиях. Поэтому таких кандидатов направляют в войска по определенным специализациям и ограждают от экстремальных условий службы;
- Категория 4 – лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. У них возможны срывы даже при незначительных физических и психологических нагрузках. Психологи рекомендуют командирам направлять таких подчиненных к медицинским специалистам для консультации с целью принятия дальнейших мер и пересмотра категории годности к службе.
Кандидаты на военную службу, попавшие по результатам профессионально-психологического тестирования в категории 1 и 2, могут быть рекомендованы на должности, требующие повышенной нервно-психологической устойчивости, включая выполнение задач с использованием оружия и боеприпасов.
Претенденты на военную службу, отнесенные по результатам профотбора к категории 3, не рекомендуются для караульной службы и ограниченно привлекаются в суточные наряды. Также по каждому военнослужащему данной группы в индивидуальном порядке принимается решение о допуске к службе с оружием.
Военнослужащие категорий 3 и 4 каждые шесть месяцев проходят дополнительное психологическое тестирование у медицинских специалистов, которые оценивают текущее нервно-психическое состояние военнослужащего. По результатам обследования военные психологи делают заключение о снижении или повышении степени нервно-психической устойчивости.