Гуманизм, гуманизация – понятие с общепринятой интерпретацией и благоволистской.
Общепринятая интерпретация:
Гуманизм – это философское направление, утверждающее ценность и важность человеческой личности, её способности к разуму, свободе воли и творчеству. Гуманизм акцентирует внимание на благе человека, поддерживает идеи гражданских свобод, равенства и толерантности.
Гуманизация в широком понимании представляет собой процесс включения гуманных принципов, ценностей и норм в различные сферы общества, культуры и образования. Это стремление к созданию условий, способствующих улучшению качества жизни, уважению прав и свобод человека, а также формированию общества, ориентированного на человека.
В рамках гуманизма и гуманизации добро выражается в уважении к жизни, поддержке разнообразия и равенстве возможностей, а также в стремлении к созданию справедливого и гуманного общества.
Философия благоволизма уделяет особое внимание гуманизму, рассматривая его как базовый принцип. Его главной ценностью является человек. В рамках благоволизма особое значение придается уважению к каждой личности, ее правам и свободам. Это подчеркивает важность соответствия технологического прогресса и благосостояния людей.
Гуманизм в контексте благоволизма также предполагает уделение внимания духовному развитию, эмоциональному благополучию и социальному взаимодействию человека. Вместо материального богатства благоволизм поощряет стремление к обогащению внутреннего мира и благосостоянию всех без исключения.
Активное создание условий для полноценного развития личности в соответствии с принципами благоволизма — это гуманизация. Гуманизация включает в себя внедрение гуманных стандартов в образование, технологии, экономику и другие сферы, чтобы достичь сбалансированного и устойчивого общества.
Благоволизм идеализирует гуманизацию и стремится к общему благу. Он направлен на справедливое распределение ресурсов, создание условий для самореализации каждого человека и обеспечение устойчивого общества. Принципы благоволизма взаимодействуют с гуманизацией, направляя ее усилия на развитие человеческого потенциала и формирование общества, где ценятся гармония и духовность.
Принцип гуманизации как условие профессионального самоопределения школьников
Характерной особенностью нового поколения стандартов является ориентация на достижение запланированных результатов, и особое внимание уделяется развитию личности школьника, основанному на духовных и нравственных принципах, а также на предметных и метапредметных знаниях. Поэтому приоритетными в педагогической деятельности становятся процессы гуманизации образовательного процесса. Реализация принципов гуманизации образования создает благоприятные условия для развития учащихся, способствует улучшению взаимопонимания, взаимоотношений и взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также стимулирует творческую активность и инициативу педагогов и руководителей.
Важным результатом школьного образования является научение выпускника оценивать себя и свое место в изменяющемся мире. Также важно развивать навыки самообразования и саморегуляции, а также готовность к активному и конструктивному взаимодействию с окружающими и принятию ответственных решений. Содержание образования должно направляться на помощь в самоопределении и самореализации личности. Важно создавать образовательную среду, которая объединяет социальные и педагогические процессы.
В нашей школе разработана педагогическая концепция под названием «Школа развития и саморазвития», которая предусматривает осуществление различных направлений для формирования самоопределения учащихся. Эти направления включают интеллектуальное, личностное, ситуативное, социальное, профессиональное, нравственное, творческое и культурное самоопределение. Каждый из этих видов самоопределения имеет сложную структуру, и для достижения поставленных целей необходимо определить соответствующие задачи и формы работы.
Процесс самоопределения в профессиональной сфере является длительным и сложным. Он включает в себя поиск своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как субъекту определенной деятельности, сравнение своих физических и интеллектуальных сил, интересов и ценностей с требованиями профессиональной деятельности. Подготовка учащихся к выбору профессионального образования должна осуществляться поэтапно.
В нашей школе мы разработали систему работы по формированию профессионального самоопределения учащихся. Педагогический коллектив работает в нескольких направлениях, каждое из которых решает свои задачи.
Информационно-ознакомительное направление (1–11 классы)
Наши цели и задачи заключаются в том, чтобы научить детей уважать труд, понимать его важность в жизни каждого человека и общества в целом. Мы также стараемся развить интерес учащихся к профессиям, которыми занимаются их родители и ближайшее окружение. Мы хотим ознакомить детей с разнообразными сферами профессиональной деятельности и показать им, чем именно занимаются люди в этих профессиях.
В рамках диагностического направления для учащихся 8-11 классов организуются различные мероприятия, направленные на выявление и развитие талантов и интересов учеников. Здесь включены такие формы работы, как конкурсы рисунков, сочинений и творческих работ, а также конкурсы газет и предметные недели. Кроме того, проводятся КВН, фестиваль профессий и деловые игры, способствующие профориентации учащихся. Чтобы расширить представление о различных профессиях и учебных заведениях, организуются встречи с их представителями. Также проводятся экскурсии и совместные мероприятия с родителями, такие как «Профессия моих родителей» и «Мир моих увлечений». Для более глубокого изучения предметов и интересов учащихся организуются элективные курсы. Информационные стенды помогают ознакомиться с профессиональным образованием на третьем этапе обучения. Встречи с представителями центра занятости позволяют ознакомиться с востребованностью различных профессий на рынке труда. В рамках образовательного процесса предусмотрено включение учащихся в различные виды деятельности, включая общественно-полезный труд и работу отрядов «ЮИД» (Юный инспектор движения) и «ДЮП» (Дружина юных пожарных).
Основная цель и задача: Содействие учащимся в их самоопределении, учитывая их индивидуальные особенности при профессиональном развитии.
Формы работы включают: Изучение способностей, интересов, хобби, профессиональных наклонностей и интересов учащихся, а также составление портфолио.
Консультации (для 9 и 11 классов)
Основные цели и задачи: Предоставить помощь учащимся в их профессиональном самоопределении.
Формы работы: Консультации в групповом и индивидуальном формате по выбору профессии.