Правила безопасности, работы с инструментами и поведения на уроках технологии.
Шаблон — это устройство, сделанное из плотной бумаги, картона, тонкой фанеры или другого прочного листового материала, которое имеет форму необходимой для работы детали или выкройки.
1. Обводите шаблон по внешнему контуру.
2. При разметке держите шаблон левой рукой, карандаш — правой.
3. Линии разметки проводите слева направо, они должны быть тонкими.
4. Экономьте материал, размещайте шаблоны рационально.
Раскрой деталей. Работа режущим инструментом.
1. Передавайте ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
2. Правильно держите ножницы: большой и средний пальцы в кольцах, указательный поддерживает инструмент сверху кольца.
3. Не размахивайте рукой с ножницами.
4. Для качественного раскроя широко раскрывайте лезвия ножниц, режьте средней частью, плавно закрывайте и не смыкайте их до завершения работы.
5. По наружному криволинейному контуру режьте против часовой стрелки, поворачивайте материал, а не ножницы.
6. При резке по прямой направляйте ножницы по линии разметки.
8. Режьте сидя, повернувшись полубоком от товарища, направляя концы ножниц вниз.
9. После работы положите ножницы сомкнутыми лезвиями от себя.
1. Работайте на подкладном листе.
2. Набирайте на кисть клей понемногу, излишки убирайте кусочком картона.
3. Намазывайте клеем ту деталь, которую приклеиваете.
4. Работайте аккуратно и чисто, не оставляйте излишков клея.
5. Намазывайте деталь от середины к краям, затем проведите кистью по всем краям заготовки.
6. Мелкие детали приклеивайте, набирая клей с листа.
7. Проглаживайте склеенные детали через притирочный лист тряпочкой, чтобы не порвать мокрую бумагу.
8. Высушивайте все склеенные детали и изделия под прессом.
9. После работы вымойте и протрите клеевую кисть тряпочкой.
1. Лепите только на специальной подложке.
2. Перед началом работы смочите руки водой, чтобы пластилин не прилипал.
3. Разогрейте пластилин в руках перед началом работы, чтобы сделать его мягче.
4. Не бросайте пластилин. Следите, чтобы он не падал на пол.
5. Не берите пластилин в рот, не касайтесь грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогайте грязными руками тетради, книги и другие рабочие принадлежности.
6. После работы вытрите руки салфеткой и вымойте теплой водой с мылом.
7. Храните пластилин в коробочке отдельно от тетрадей.
8. Уважайте труд товарища. Не берите в руки чужую работу без разрешения владельца.
9. Научившись сами, помогите товарищу. Подскажите, как лучше сделать нужную форму или исправить ошибку.
10. После работы очистите подложку от остатков пластилина ножом и вытрите насухо.
11. По окончании работы проверьте, нет ли остатков пластилина на рабочем месте.
2. Храните иглы в игольнице, шейте с напёрстком.
3. Прикрепляйте выкройку булавками в направлении от себя.
Обеспечение безопасности на уроках трудового обучения и во внеурочное время
Деятельность школьников на уроках трудового обучения строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, уроки трудового обучения отличаются повышенной потенциальной опасностью и риском травмирования учащихся. Учащиеся должны понимать, что всевозможные изделия и поделки из дерева и древесных материалов радуют глаз и греют душу, а если эти вещи созданы своими руками, они становятся бесценными. Они приносят в дом тепло и уют.
Обеспечение безопасности на уроках трудового обучения и во внеурочное время
Одной из важных задач школы, в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ, является развитие у учащихся общетрудовых БУД (базовые учебные действия), необходимых для осуществления трудовой деятельности, а также подготовка учащихся с ОВЗ к освоению будущей профессии.
опасностью и риском получения травм учащимися.
Ключевые причины травматизма на уроках трудового обучения:
1. Неправильная организация урока и недостаточный контроль со стороны учителя;
2. Несоблюдение правил техники безопасности и нарушение дисциплины;
3. Недостаточная теоретическая и практическая подготовка учащихся;
4. Несоответствие технологического процесса нормам охраны труда: неподходящие заготовки, отсутствие защитных приспособлений, опасные технологии;
5. Отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или неиспользование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
6. Недостаточная требовательность учителя к соблюдению инструкций и требований техники безопасности;
7. Ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты оборудования росту учащихся, плохая освещенность;
8. Отсутствие ограждений и защитных приспособлений на станках и машинах;
9. Необеспеченность мастерских устройствами защиты от поражения электрическим током.
Большинство травм на уроках труда учащиеся получают из-за невнимательности, шалостей и нарушений инструкций и требований техники безопасности. (Примеры. Характеристики по классам.) Поэтому, используя различные формы и методы работы, я приучаю учащихся к соблюдению правил ТБ.
В доступной форме стараюсь донести до сознания учащихся важность ситуации: нарушение правил техники безопасности при использовании столярного оборудования может привести к серьезным травмам или даже к летальному исходу.
Начиная с 5 класса, приучаю учащихся соблюдать следующие правила безопасности в столярной мастерской:
1. Начинать работу только после прохождения инструктажа;
2. Не входить в учебные и производственные помещения без разрешения учителя;
3. Использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты;
4. Выполнять только ту работу, на которую получено задание;
5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя;
6. Не мешать работе других школьников.
Общие требования безопасности на уроках трудового обучения:
1. Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности и инструктажей;
2. Не входить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя;
3. Приступать к работе только после прохождения инструктажа;
4. При необходимости использовать спецодежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты;
5. Выполнять только ту работу, на которую получено задание;
6. Не покидать рабочее место без разрешения преподавателя;
7. Не мешать работе других школьников;
8. Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину и не совершать действия, способные привести к несчастному случаю;
9. О случаях травмирования, ухудшении самочувствия или появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю;
10. При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно и оказывать помощь пострадавшим.
Перед началом практической работы провожу вводный инструктаж, на котором вместе с учащимися изучаем и повторяем правила ТБ в столярной мастерской, правила безопасной работы с пилой, молотком, клещами, шилом, рубанком, клеем, а также правила безопасной работы на сверлильном станке, с электровыжигателем, лобзиком и на токарном станке. При проведении инструктажей, с которых начинается каждое учебное занятие, обязательно проверяю готовность учащихся к работе, наличие спецодежды и самочувствие каждого учащегося.
Работу с учащимися по формированию трудовых навыков в использовании столярного оборудования организую с учетом правил коррекционной работы, строго соблюдая следующую последовательность:
1. Проведение инструктажей с каждым обучающимся;
2. Обучение правилам безопасной работы и правильному обращению со столярным инструментом;
3. Многократное индивидуальное повторение элементов выполнения столярных работ;
4. Проверка усвоения практических навыков и умений при выполнении столярных работ;
5. Выполнение столярных работ только в присутствии учителя.
Знания учащихся, полученные при проведении инструктажей, проверяю в различных формах, используя занимательный материал: тесты, кроссворды, игровые моменты, проблемные ситуации.
Личный пример учителя играет ключевую роль в воспитании положительных качеств и полезных привычек у учеников. От навыков и умений учителя, а также от того, как он выполняет различные изделия, зависит интерес учащихся к этому виду деятельности. Поэтому перед тем, как дать задание по созданию какого-либо изделия, я выполняю его сам в присутствии детей, чтобы они могли увидеть весь технологический процесс, соблюдение правил техники безопасности, представить конечный результат и понять его практическую ценность.
Ученики должны понимать, что изделия и поделки из дерева и древесных материалов всегда радуют глаз и согревают душу, особенно если они созданы своими руками. Такие вещи бесценны, они приносят тепло и уют в дом. Изделия, выполненные своими руками в столярной мастерской, часто вызывают у учащихся желание забрать их домой.
Хочу завершить свой доклад словами Л. Толстого: «Там, где труд превращается в творчество, возникает уверенность в себе, в своих силах, желание жить».
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатное свидетельство о публикации сразу после добавления вашего проекта
Серия олимпиад «Весна — лето 2025»
Наборы для учителей
Высококачественные видеоуроки, тесты и практические занятия для удобства вашей работы
Вебинары для педагогов
Бесплатное участие и возможность получить сертификат об участии в вебинаре.
Правила работы на уроках технологии и правила обращения с ножницами
Правила по технологии содержат пять пунктов, а правила обращения с ножницами — восемь пунктов. Правила применяются перед началом урока для повторения техники безопасности.
Правила безопасности на уроках технологии
Презентация к урокам технологии по любому УМК.
Правила безопасности на уроках технологии
Техника безопасности на уроках технологии.
Правила безопасности на уроках технологии
Правила техники безопасности, работы инструментами и поведения на уроках технологии.
Правила безопасности на уроках технологии
Памятка. Правила техники безопасности на уроках технологии.
Памятка. Материал для проведения уроков технологии.
Правила техники безопасности на уроках технологии
Инструктаж по технике безопасности на уроках технологии.