Как управлять питбайком в городе

Вопрос «Можно ли ездить на питбайке по городу?» довольно популярен среди тех, кто рассматривает переход со скутера на питбайк как на первый мотоцикл с механической коробкой передач, или хочет прокатиться по городу, но боится эвакуации транспорта и проблем с полицией. Как же спокойно перемещаться по городу на питбайке без водительских прав? В чем секрет спокойного передвижения на питбайке без прав?

  • Сразу после покупки питбайка найдите, где выбит объем двигателя. Обычно это одно из ребер охлаждения цилиндра.
  • Если цифры выпуклые, будет проще, если выбитые – чуть сложнее. Возьмите бормашинку с наждачной насадкой и аккуратно стачивайте объем до гладкости, чтобы стало незаметно, что там что-то выбито. Сгладив надпись, проверьте текстуру ребра. Если оно шероховатое, а место затира слишком гладкое – это может вызвать подозрение. Возьмите шкурку покрупнее и обработайте все ребро целиком для одинаковой текстуры. Если цилиндр окрашен, например, в черный цвет, купите баллон дешевой черной жаростойкой краски и аккуратно подкрасьте место. Чтобы добиться нужной текстуры, можно посыпать щепотку песка на еще не высохшую краску. Если хотите ездить спокойно, не халтурьте. Если все сделать аккуратно, доказать свою правоту в случае конфликта будет проще. Для особых параноиков можно еще сбить маркировку мотора, которая выбита на картере над VIN номером, но это не обязательно.
  • Попробуйте найти человека, который сможет продать вам сервисную книжку от любого китайского мопеда с незаполненными полями на последней странице, но с чеком об оплате и штампом предприятия. Два года назад такая книжка стоила около 350 рублей. Если не удалось найти – возьмите образец договора купли-продажи, пригласите друга и составьте договор о том, что ваш друг продал вам скутер (мопед) за, скажем, 30 тысяч рублей, трехлетней давности. Заполняйте все честно по образцу:
    • Идентификационный номер VIN – прочерк
    • Марка, модель – мопед, скутер или мотороллер
    • Год выпуска – текущий минус 2-3 года
    • Номер двигателя – 4 такт. 49 куб. см. №[номер двигателя на картере]
    • Номер кузова – прочерк
    • Номер шасси (рамы) – номер рамы указан на траверсе
    • Паспорт ТС – прочерк
    • Дата выдачи – прочерк
    • Цвет – основной цвет пластика
    • Стоимость – оцените аппарат в пределах цен на китайские мопеды
  • Заполняйте ручкой по напечатанному на принтере макету. После подписей обеих сторон документ должен быть заверен нотариусом, но можно этого и не делать. Снимите ксерокопию или возите оригинал в целлофановом файле вместе с паспортом.
  • Обязательно наличие шлема и защитного экипировки – это не только для вашей безопасности, но и уменьшит шансы остановки полицией.
  • Сделайте все возможное, чтобы ваш питбайк выглядел как гражданский транспорт. Установите шоссейные шины, велосипедные фонари на руль и стоп-сигнал под хвост, чтобы они всегда светились. Если есть обмотки для света на генераторе, можно установить полноценную морду от стритфайтера.
  • Соблюдайте правила дорожного движения, держитесь правее крайней полосы и поддерживайте дистанцию в один метр от тротуара. Помните, вы такой же участник движения, как и все остальные. Не садитесь за руль в нетрезвом состоянии, не пересекайте двойную сплошную линию, не проезжайте на красный свет и не нарушайте знаки. При виде полиции не стоит показывать возможности вашего нового питбайка, лучше снизьте скорость и переключитесь на более высокую передачу, чтобы ваша езда не выглядела быстрой и громкой, что убережет вас от лишнего внимания со стороны полиции.
  • В кошельке желательно иметь хотя бы 500 рублей на экстренный случай.

Самое главное – верить, что это очередное чудо китайского производства, оснащенное клоном двигателя от легендарной Honda Cub или Honda Monkey объемом не более 49 куб. см.

Почему можно считать безопасным для имущества и благосостояния передвижение на питбайке по городу без прав, соблюдая вышеописанные правила:

  • На маленький питбайк никто не подумает, что там установлен мощный двигатель. Существует множество полноразмерных мотоциклов, скутеров и мопедов с таким же объемом двигателя (49 куб. см.) и ручной коробкой передач, для которых не требуются права.
  • Двигатель от Honda Monkey внешне практически не отличается объемом от 50 до 150 куб. см.

Ответственность юных «питбайкеров»

Что такое «питбайк», почему подросткам нельзя на них ездить и какова моральная составляющая? Давайте разберемся.

Резонанс вокруг несовершеннолетних «питбайкеров» не утихает, а лишь подогревается новыми случаями. Недавно в соцсетях разгорелась ожесточенная дискуссия между людьми с активной гражданской позицией, подростками, нарушающими ПДД, и сторонними наблюдателями, которые не всегда, к сожалению, знакомы с правилами дорожного движения и не могут дать точную информацию.

Что такое «питбайк», почему подросткам нельзя на них ездить и какова моральная составляющая? Давайте разберемся.

В правилах дорожного движения нет такого понятия, как «питбайк». Это слово вошло в обиход так же, как и «скутер», то есть мопед. «Питбайк» может быть мопедом, если объем его двигателя менее 50 куб. см., и мотоциклом, если объем двигателя более 50 куб. см. В обоих случаях для управления «питбайком» нужны права: категория М, получить которую можно с 16 лет (мопед), или категория А – с 18 лет (мотоцикл).

Многие считают, что это просто спортивный инвентарь. Так и должно быть – ведь «питбайки» продаются без ПТС (паспорта транспортного средства) и идут с паспортом спортивного инвентаря. В идеале, «питбайк» должен использоваться для соревнований и тренировок на специально отведенных площадках, куда его доставляют на отдельном транспорте. По дорогам на нем ездить нельзя.

Советуем прочитать:  НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О РАЗРЕШИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ

Об этом свидетельствуют и некоторые характеристики таких мотоциклов. У большинства из них нет ни поворотников, ни стоп-сигналов, ни даже фар (зависит от комплектации). Поэтому, когда «питбайкер» выезжает на дорогу, он сознательно создает опасность для всех участников дорожного движения – как для себя, так и для других, поскольку его реакция на дорожную ситуацию может быть непредсказуемой.

Стоит также упомянуть о самокатах, число ДТП с которыми растет по всей стране. Электросамокат мощностью более 250 ватт приравнивается к мопедам. Это означает, что уже требуется мотошлем, водительское удостоверение категории М, и это транспортное средство должно управляться по правилам дорожного движения.

Итак, согласно закону, «питбайк» считается полноценным транспортным средством. Поэтому, как уже упоминалось, для управления этим мини-мотоциклом нужны права категории М. Если эти правила не соблюдать, нарушителей ждут санкции. Если подросток младше 16 лет ездит по дорогам на «питбайке», то протокол на него не составляется, а информация передается в ПДН, где принимается решение: если у подростка были нарушения, его ставят на учет, если нет – выносят предупреждение. Подросткам от 16 до 18 лет составляют протокол, а штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей накладывает комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, родители, доверившие транспортное средство ребенку, могут быть оштрафованы на 30 тысяч рублей независимо от возраста нарушителя.

Несовершеннолетним официально нельзя ездить нигде, даже по полям и лесам. Однако, так как поля и леса не являются зоной контроля ГИБДД, считается, что там детей никто ловить не будет. Многие родители, поддавшись на уговоры ребенка покататься рядом с домом, отпускают его. Мы все понимаем, что строгий запрет родителей не ездить по дороге со временем игнорируется. Подростки собираются вместе, хотят показать себя, и среди них находится самый смелый, кто уезжает дальше. Затем работает стадный инстинкт: «все катаются, и я катаюсь». Сегодня они катаются по поляне, завтра на дороге, послезавтра их замечают на светофоре, а через месяц их можно найти в другом селе. Родители, доверяя своим детям, часто ослабляют контроль, и дети пользуются принципом «не пойман – не вор». Отсюда следует логичный вывод – нужен строгий контроль.

Возможно, дорогие читатели, вы думаете, что пора оставить детей в покое, ведь и сами в юности катались по деревенским дорогам на «уралах», «явах», «минсках» и других мотоциклах…

Когда слышен рев приближающегося «питбайка», а за рулем виден худощавый подросток, сразу вспоминается песня, которую многие, родившиеся в девяностые, помнят наизусть. Группа «Слезы асфальта» записала песню под названием «Школьный бал». В сюжете юноша и девушка ехали на мотоцикле со школьной дискотеки по мокрому асфальту, и тут парень понял, что тормоза отказали, а скорость большая. Он отдал девочке свой шлем, и не зря – произошла авария. Парень погиб, а девушка выжила.

Эта история из песни вполне может случиться и в реальной жизни. И такие ДТП действительно случались, и не раз.

В Маслянинском районе за 2023 год произошло четыре ДТП с участием двухколесного транспорта. 11-летний мальчик из Малой Томки не справился с мопедом и съехал в кювет. Так как он был без шлема, получил серьезную травму головы. 15-летний водитель «питбайка» не был замечен водителем УАЗа и получил тяжелые переломы. Пострадала и юная пассажирка «питбайка». Еще один случай – 14-летний мальчик врезался на «питбайке» в автомобиль и скрылся с места происшествия. Ему всего 14 лет, а он уже нарушает закон! И еще один пример: взрослый человек, 34 года, без прав и шлема ехал по дороге и перевернулся, получив серьезные травмы.

В этом году уже поймали троих несовершеннолетних «шумахеров» без прав. Четверо, из-за которых возникли споры в соцсетях, были в отделении ГИБДД вместе с родителями. Эта «великолепная четверка» решила, что если нельзя кататься по дороге, они будут ездить по новеньким тротуарам Гуляй-парка, где гуляют родители с маленькими детьми. И снова создается опасная ситуация…

Да, все мы знаем, что взрослые когда-то тоже были детьми и катались на мотоциклах по дорогам. Но почему это было возможно? В основном из-за отсутствия строгого контроля со стороны родителей. ДТП тогда происходили не реже, чем сейчас, и были такими же серьезными, с травмами и смертельными исходами.

Так почему же современные взрослые должны вести себя столь безответственно по отношению к своим детям? Почему каждый думает: «Мой ребенок точно не попадет в аварию». Родители, независимо от вашего доверия к ребенку, подростки – это еще дети. Они не умеют своевременно и правильно реагировать в стрессовых ситуациях, с 12 лет начинают протестовать и нарушать правила, находя новых авторитетов – старших товарищей, которые не всегда являются достойным примером, или более смелых сверстников. Это естественный процесс взросления, но именно в такие моменты особенно важно, чтобы родители были рядом, учили детей, как защитить себя и не подвергать опасности других. Вы – основной ориентир для своих детей, с самого детства они смотрят на ваш пример. То, как вы ведете себя в обществе, формирует их представление о правильной картине мира. От вас зависит, каким человеком вырастет ваш ребенок.

Хочется обратиться и к молодежи. Адреналин, скорость, крутой мотоцикл – это здорово. Но если вы считаете себя взрослыми, вам придется брать на себя взрослую ответственность. Выезжая без прав, без шлема и без включенных фар, вы становитесь ответственными не только за себя, но и за пассажира, пешеходов и других водителей. Да, именно так. Есть отличная поговорка, которую вы должны запомнить и всегда ей следовать: на других надейся, а сам не плошай. Вас воспитывают родители, учат педагоги, с вами беседуют сотрудники ГИБДД, а на дороге есть более опытные участники движения. Но ситуации бывают разные, и другие участники дорожного движения тоже бывают разными. Опасность может подстерегать вас на каждом повороте, поэтому будьте осторожны, используя свои «питбайки».

Советуем прочитать:  Договор о дарении автомобиля (дарственная)

А лучше подождите, достигните 16-летнего возраста, получите права и катайтесь по всем правилам дорожного движения. От этого вы не станете менее крутыми, а совсем наоборот. Крутой человек – это тот, рядом с которым безопасно, тот, кому можно доверять, тот, из-за чьей глупости не будут разрушены несколько жизней в мгновение ока.

Благодарим за помощь в подготовке материала начальника ОГИБДД ОМВД России по Маслянинскому району Ивана Александровича ГРАФ.

Что такое питбайк по закону?

Различные нормативно-правовые акты приравнивают питбайк к разным категориям транспорта. Но нас интересуют только два из них: ПДД, которые устанавливают правила управления им, и КоАП, предусматривающий различные санкции за нарушения, включая штрафы, лишение водительских прав и отправку на штрафстоянку.

  • По ПДД питбайк – это транспортное средство, которое может быть мотоциклом при объеме двигателя более 50 см3 либо мопедом при рабочем объеме менее 50 кубов. Соответственно, ПДД не явно, но предполагают, что для управления питбайком в 2025 году нужны права категории A или M, либо подкатегории A1.
  • Но согласно КоАП, питбайк – это не транспортное средство. Из этого следует ряд выводов, включая отсутствие штрафа, штрафстоянки и ненужность прав для управления питбайком. Давайте этот момент разберем подробнее!

Примечание в статье 12.1, применимое ко всей 12 главе Административного кодекса, отвечающей за штрафы в области дорожного движения, гласит, что транспортное средство для применения к нему штрафа должно обладать обязательным атрибутом – на него должно предоставляться специальное право управления.

Примечание. Под транспортным средством в данном контексте следует понимать автомототранспортное средство с двигателем внутреннего сгорания объёмом более 50 кубических сантиметров или электродвигателем мощностью свыше 4 киловатт и конструктивной максимальной скоростью свыше 50 километров в час, а также прицепы к нему, которые подлежат государственной регистрации. В других статьях этой главы под транспортными средствами также понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, управление которыми требует специального права в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Таким образом, чтобы ответить на вопрос о применимости штрафов к питбайкам, необходимо выяснить, требуется ли специальное право для их управления.

Вам также может быть интересно:

Нужны ли права на питбайк в 2025 году?

Как видно, КоАП ссылается на ФЗ «О безопасности дорожного движения». В нём говорится о водительских правах довольно чётко и лаконично:

Водительское удостоверение даёт его владельцу право управлять транспортным средством – устройством, предназначенным для перевозки людей, грузов или установленного на нём оборудования по дорогам.

Следовательно, ключевым признаком транспортного средства является его предназначенность для перевозки людей, грузов или оборудования по дорогам. Если же вы заглянете в паспорт любого питбайка, то увидите, что это спортивный инвентарь, не предназначенный для использования на дорогах общего пользования.

Таким образом, в 2025 году права для управления питбайком не нужны, независимо от объёма двигателя, так как это спортивный инвентарь, а не транспортное средство.

Какой штраф за езду на питбайке по дороге?

На 2025 год законом не предусмотрен штраф за управление питбайком на дорогах общего пользования вообще. Но это в теории. На практике инспекторы ГИБДД могут пытаться привлечь водителя по следующим статьям:

  • 12.7, часть 1 (чаще всего) за управление без права управления – штраф от 5 до 15 тысяч рублей,
  • 12.3, часть 2 (реже) за отсутствие водительского удостоверения (при наличии права управления) – штраф 500 рублей,
  • 12.1, часть 1 (реже всего) за неисполнение обязанности по регистрации транспортного средства – штраф 500 рублей.

Но ни одна из этих санкций не является законной. Объясним, почему!

Как указано выше в выдержке из КоАП, для применения любого штрафа из 12 главы Кодекса транспортное средство должно обладать атрибутом – на его управление должно требоваться специальное право. А ФЗ «О безопасности дорожного движения» указывает, что специальное право предоставляется только на транспортные средства, предназначенные для перевозки людей или грузов. Питбайк же является спортивным инвентарём, поэтому права управления на него не нужны.

Следовательно, штраф за отсутствие права управления на питбайк неправомерен. И на этом фоне абсурдны штрафы за отсутствие водительского удостоверения и регистрации питбайка в ГИБДД.

Если сотрудник ГИБДД пытается оштрафовать

В таком случае стоит попытаться объяснить логическую цепочку правовой стороны вопроса. Если это не удастся сделать на месте, то постановление следует обжаловать, основываясь на неправомерности применения штрафа за отсутствием состава правонарушения.

При обжаловании (желательно в суде) в качестве основания для отмены штрафа приведите Постановление Пленума Верховного суда РФ №13-АД15-1, в котором уже успешно отменяли подобное постановление на приведённых выше основаниях.

Почему до сих пор нет питбайков с ПТС?

Вопрос, с чем это связано, остается открытым, так как ответ зависит от требований ПДД и местного законодательства. В разных странах и регионах варьируются нормы по уровню выброса СО2, громкости работы выхлопной системы, габаритам транспортного средства и его техническому оснащению. Ситуация напоминает квадроциклы, которые хоть и подходят для городского использования, остаются внедорожными транспортными средствами. Официальных исследований и комментариев по поводу питбайков найти не удалось, поэтому отсутствие дорожных версий следует принять как факт.

Советуем прочитать:  Инвалидность при сахарном диабете 1 типа

Пара слов об «инструкциях» по превращению питбайков в дорожный мотоцикл

В интернете много статей о том, как оборудовать питбайк для езды по городу. Однако важно понимать, что наличие какого-то оборудования — это лишь одно из условий для признания техники транспортным средством. Для постановки на учёт и езды по ДОПам требуется ПТС (Паспорт Транспортного Средства), который подтверждает пригодность техники для дорог общего пользования. ПТС можно получить на основании регламентированного пакета документов, включающего спецификации модели, ГТД и действующий сертификат соответствия. Сертификация проводится для всей партии выпущенных моделей, проверяя соответствие требованиям региона реализации. Из-за трудоёмкости процедуры сертификацию для одного переделанного питбайка проводить не будут. Поэтому истории о постановке питбайка на учёт в ГИБДД следует воспринимать с долей скепсиса.

Что будет, если остановят на питбайке без водительских прав?

Езда на питбайке по городу запрещена. В 2015 году был случай, когда владелец питбайка выиграл суд, аргументируя, что его транспорт — спортинвентарь и может использоваться в городе как велосипед. Однако такая тактика больше не работает: разница в техническом оснащении питбайков и велосипедов слишком велика. Велосипед приводится в движение мышечной силой, а питбайк — с помощью ДВС. В случае остановки владелец питбайка, вероятно, получит штраф за езду без прав и дополнительные штрафы за отсутствие госномера, регистрации ТС, защитного шлема и так далее. В некоторых случаях владельца могут наказать по всей строгости закона, как если бы он ехал на полноценном дорожном мотоцикле. Существует определение, что питбайк «не является транспортным средством, но обладает всеми признаками оного». Спорить можно долго, но Dura lex sed lex. Где же можно ездить на питбайке без прав? Если питбайк используется на оборудованных трассах и треках, то владельцу нечего бояться. По этой же причине его можно использовать на бездорожье, убедившись, что маршрут не проходит по частным владениям и заповедным территориям.

Рванул на питбайке от полиции. И зачем?

Никите купили питбайк, и он катался на нем по лесной дороге рядом с деревней. Увидев полицейский патруль, он помчался прочь. Пришлось догонять. «Почему рванул? Да просто испугался», — объясняет Никита. Что парень нарушил?

Папа купил 16-летнему Никите питбайк. Он объяснил сыну, где и как можно кататься на этом спортивном мини-мотоцикле. Питбайк хранится у Никиты в деревне. Отец уехал в город, а Никита решил провести последние дни летних каникул, катаясь по лесной дороге и вдоль реки.

— Увидев полицию, я испугался и рванул. Они начали преследование. Да, догнали, — рассказывает Никита.

Никита не нарушил бы закон, если бы не стал убегать от полиции. Но так он совершил нарушение, о котором говорится в ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ: неисполнение требования сотрудников полиции об остановке транспортного средства. Полицейские объяснили это Никите, когда догнали его и составили протокол. В соответствии со статьей Никите назначили штраф в размере 500 рублей. Платить будет папа, так как у Никиты нет дохода — он учится в колледже. Если штраф уплатить в течение 20 дней, сумма составит 250 рублей.

Материалы этого и других дел рассматривались на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Заседание вела Анастасия Соколова, заместитель председателя комиссии. В соответствии с законодательством Анастасия Леонидовна предупреждала всех участников о присутствии СМИ, в данном случае газеты «Речь». Имена героев историй, приведенных в публикации, изменены.

При рассмотрении дела было пояснено, что для управления питбайком водительские права не требуются — он считается спортивным инвентарем и не предназначен для езды по дорогам общего пользования. Однако подросткам рекомендуется садиться за руль питбайка не ранее 16 лет. Кататься на нем можно по спортивным трассам, лесам, бездорожью — там, где нет пешеходов. Никите никто бы не запретил кататься в чистом поле или по лесной дороге.

Владиславу, которому 15 лет, назначены штрафы за два нарушения КоАП РФ: он катался по деревенской дороге на мопеде «Ирбис» без прав (ст. 12.7 КоАП РФ, штраф от 5000 до 15 000 рублей) и без шлема (ст. 12.6, штраф 1000 рублей). На заседание комиссии он пришел с папой. Папа покраснел, но не перебивал объяснения сына, давая ему возможность самостоятельно отвечать за свой поступок.

— Папа ничего не знал. Я сам взял мопед и поехал кататься, — рассказывает Владислав. — Вину свою признаю. Сейчас я учусь в автошколе и скоро получу права.

Владиславу назначили штраф в размере 5000 рублей. Платить будет папа, так как у Владислава нет дохода — он учится в колледже. Но опять же, если папа успеет уплатить штраф в течение 20 дней, сумма составит 2500 рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector