Регулирование гражданских прав осуществляется через установленные нормы, которые указывают на допустимое поведение участников правоотношений. Нормы можно разделить на две категории:
Императивные нормы обязательны для соблюдения участниками правоотношений и применяются вне зависимости от их согласия. В то время как диспозитивные нормы используются только в случае, если стороны не урегулировали данные аспекты отношений.
В частном праве чаще всего применяются диспозитивные нормы, тогда как императивные чаще встречаются в области публичных правоотношений. Однако не все нормы гражданского права могут быть диспозитивными. Например, императивные нормы регулируют отношения с участниками гражданского права напрямую.
Множество норм в вещном и наследственном праве по своей природе являются императивными. В контрактном праве, наоборот, преобладают диспозитивные нормы, за исключением отдельных видов обязательств, которые также подпадают под действие императивных норм.
Концепции международного публичного порядка
В теории существуют две основные концепции международного публичного порядка — позитивная и негативная:
- Позитивная концепция, введенная французским правом, определяет публичный порядок как систему ключевых норм и принципов, нарушение которых является серьезным правонарушением.
- Негативная концепция, традиционно ассоциируемая с германской правовой системой, учитывает негативные аспекты иностранной нормы, которые могут препятствовать ее применению.
Первая концепция основана на специфике внутренней нормативной системы, вторая — на препятствиях, возникающих из-за иностранных норм. Эти подходы подробно разъясняются в статье 1193 Гражданского кодекса РФ, посвященной понятию «Публичный порядок».
Норма иностранного права, которая может применяться в РФ, не применяется, если она противоречит основам российского правопорядка, учитывая особенности отношений с иностранным элементом. В таких случаях применяется российское право.
Важно отметить, что отказ от применения иностранной нормы не должен основываться только на различиях в правовых, политических или экономических системах разных стран.
Суды разных стран пришли к общему мнению о том, что применение законов не должно препятствовать существованию различных общественно-экономических и политических систем. Поэтому в законодательстве РФ утверждено правило о том, что отказ от применения иностранного права не может быть обоснован исключительно различиями в правовой, политической или экономической системах.
Правоведение. Ответы на экзаменационные вопросы
Согласно методам правового регулирования, нормы подразделяются на императивные, диспозитивные и рекомендательные.
Императивные нормы содержат обязательные для исполнения государственные предписания (например, нормы уголовного права). Диспозитивные нормы дают субъекту право выбора поведения в рамках закона (например, нормы гражданского права). Рекомендательные нормы предлагают оптимальные правила поведения для общества и государства, но их несоблюдение не влечет за собой юридической ответственности.
По времени действия правовые нормы делятся на постоянные и временные. Постоянные действуют длительное время, в то время как временные ограничены конкретным сроком, указанным в самих нормах.
По предмету правового регулирования различают:
1) нормы уголовно-процессуального права;
2) нормы административного права и другие.
По характеру правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют модели определенного поведения, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок, формы и методы реализации материальных норм.
По сфере действия различают нормы общего, ограничительного и локального действия.
Нормы общего действия распространяются на всей территории страны и относятся ко всем гражданам и организациям (например, нормы Конституции РФ). Нормы ограничительного действия применяются к гражданам и организациям в пределах определенной территории или к определенной категории субъектов (например, устав субъекта РФ, закон субъекта РФ, Закон РФ «О милиции»). Локальные нормы действуют в отношении государственных или негосударственных структур, чаще всего юридических лиц (например, правила внутреннего трудового распорядка организации).
По месту и роли в правовой системе нормы права делятся на:
Учредительные нормы служат принципами, обязательными для всех законодательных актов, физических и юридических лиц.
Регулятивные нормы закрепляют правила поведения, предоставляя субъектам права и налагая на них обязанности. Охранительные нормы защищают общественный порядок, вступая в действие при нарушении иных норм, общепринятых принципов поведения в обществе, норм морали и нравственности и так далее. Обеспечительные нормы гарантируют исполнение иных норм. Декларативные нормы информируют население о чем-либо (например, часть 1 статьи 3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»). Дефинитивные нормы содержат определение явлений (например, часть 1 статьи 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания»). Коллизионные нормы предписывают поведение в спорной ситуации. Оперативные нормы указывают на срок действия нормы, дату ее вступления в силу или прекращения действия (например, Федеральный закон от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса РФ»).
По кругу лиц нормы права подразделяются на:
1) действующие в отношении всего общества;
2) действующие в отношении определенных категорий граждан (например, нормы Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. применяются только к военнослужащим).
Критерии разделения норм на императивные и диспозитивные
Метод регулирования общественных отношений, применяемый в конкретной правовой норме, позволяет разделить нормы на императивные и диспозитивные. В правовой системе применяются оба метода, однако в одних отраслях преобладают императивные нормы, а в других — диспозитивные.
Императивный подход представляет собой набор способов и методов регулирования общественных отношений, при которых одному субъекту предоставляются властные полномочия, а другой обязан подчиняться этим полномочиям.
Диспозитивный подход — это совокупность способов и методов регулирования общественных отношений, базирующаяся на инициативе и волеизъявлении участников этих отношений.
Существует два подхода к диспозитивности в праве: