Важнейшей составляющей стратегии поддержания справедливой конкуренции и обеспечения стабильности интересов участников бизнес-сферы является антимонопольная политика, воплощаемая органами государственной власти. Эти органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, регулирующих конкурентное право.
Развитие конкурентной политики стало возможным только после создания единой системы антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях. В октябре 1990 года была учреждена ведущая антимонопольная организация — Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России), о которой уже было упомянуто в предыдущем абзаце.
В 1995 году создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 году в рамках реализации Федерального закона «О естественных монополиях» были учреждены Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в сфере связи и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в сфере транспорта.
С целью формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации были ликвидированы действовавшие в то время антимонопольные органы и создано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).
В начале марта 2004 года, в связи с административной реформой в России, МАП России начала свою реорганизацию, в соответствии с указом Президента РФ. В результате этого постановления Правительства РФ были утверждены основные принципы функционирования
Федеральной антимонопольной службы.
Федеральная антимонопольная служба, также известная как ФАС России, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Она включает в себя основные функции МАП России и часть функций Федеральной энергетической комиссии РФ.
Основными функциями антимонопольного органа являются:
контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также законодательства о естественных монополиях и рекламе;
предотвращение антиконкурентных действий государственных органов, хозяйствующих субъектов и физических лиц;
Осуществление государственного надзора над использованием земель, недр, водных и природных ресурсов является одной из задач, возложенных на антимонопольные органы.
Они также осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и применяют меры по прекращению нарушений, а также привлекают виновных к ответственности.
Еще одним важным аспектом их деятельности является контроль за размещением государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Все полномочия и функции антимонопольных органов четко определены законодательством РФ. При выполнении своих обязанностей ФАС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, а также постановлениями и распоряжениями правительства.
Антимонопольные органы обладают полномочиями по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, они являются основой организационной и правовой системы регулирования этой сферы.
Отметим, что работники органа по борьбе с монополиями имеют право на свободный доступ к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также к другим органам власти или организациям, наделенным полномочиями или правами указанных органов, для получения необходимой информации в рамках своих задач.
Антимонопольное законодательство представляет собой сложный набор правил и постановлений, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Его основная цель — обеспечить конкурентную среду в различных сферах бизнеса, противостоять монополизму и недобросовестной конкуренции, а также запрещать и ограничивать монополии и их объединения.
Антимонопольное законодательство является ключевым инструментом в проведении антимонопольной политики. Оно выполняет следующие основные задачи:
- 1. Создание благоприятных условий и поощрение развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.
- 2. Устранение препятствий для активизации конкуренции на законных основаниях, чтобы исключить монополизацию рынка со стороны бизнеса и органов власти, и предотвратить диктат со стороны государственных и коммерческих предприятий.
- Определение правового режима для регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.
- Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.
- Создание благоприятных условий для развития национальной экономики.
Антимонопольное законодательство объединяет множество принципов. В первую очередь, оно подвергает слияния компаний государственному контролю. Во-вторых, оно запрещает соглашения и сговоры между предпринимателями. И, наконец, оно борется с недобросовестной конкуренцией.
Все страны с рыночной экономикой в настоящее время имеют антимонопольные законы. Международная конкуренция регулируется межправительственными соглашениями, такими как документы Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД), Европейского Экономического Сообщества и других организаций. Хотя основные принципы антимонопольного законодательства общие для всех стран, существуют национальные отличия. Они связаны не только со степенью жесткости ограничений, но также с правами и обязанностями государственной администрации, ответственной за применение антимонопольного законодательства, и системой наказаний за нарушения.
В разных странах и в различное время преобладают различные государственные воздействия на монополии в рамках антимонопольной политики. Однако в странах с рыночной экономикой можно выделить три основных направления:
- активизация конкурентных рыночных структур, которые противостоят монополии, с помощью различных мер по либерализации рынков;
- государственное регулирование монополий, осуществляемое путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
- прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с использованием специального антимонопольного законодательства.
Таким образом, я рассмотрел общие функции, задачи и принципы антимонопольной политики. Анализ показывает, что антимонопольное регулирование является необходимым в каждой стране. Оно является инструментом административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия. Антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителей.