Правонарушения и акты законного поведения представляют собой разнообразные явления. Они отличаются по степени общественной вредности, продолжительности совершения, участникам, сферам нарушенного законодательства, объектам посягательства и другим критериям.
В зависимости от характера и социальной опасности правонарушений их делят на преступления и проступки. Решение о том, является ли определенное деяние преступлением или проступком, зависит от того, какой вред видит законодатель в данном виде поведения.
За совершение преступлений предусмотрены уголовные наказания как наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие права осужденного, признанного судом виновным в преступлении – то есть преступника. В российском уголовном праве к видам наказаний относятся штраф, лишение права занимать определенные должности, обязательные работы, ограничения свободы и другие меры.
Наказание применяется для восстановления социальной справедливости и коррекции осужденного. После отбытия наказания у лица остается судимость, и только ее погашение или аннулирование снимает все связанные с ней последствия.
Преступления подразделяются на категории в зависимости от характера и степени общественной опасности:
— преступления небольшой тяжести, включая умышленные и неосторожные деяния, с максимальным наказанием до двух лет лишения свободы;
— преступления средней тяжести, включая умышленные деяния с максимальным наказанием до пяти лет лишения свободы и неосторожные деяния с более чем двухлетним наказанием;
— тяжкие преступления, включая умышленные деяния с максимальным наказанием до десяти лет лишения свободы;
— особо тяжкие преступления, включая умышленные деяния с наказанием свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание.
Уголовные наказания также могут быть назначены за покушение на преступление, приготовление к его совершению, соучастие в преступлении, укрывательство преступника или средств его совершения.
Проступки делятся в зависимости от сферы правоотношений, характера вреда и применяемых юридических санкций:
— административные – правонарушения, виновные действия физических или юридических лиц, нарушающих установленный порядок государственного управления, за которые предусмотрена административная ответственность.
— гражданско-правовые (деликты) – в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четкого определения в законодательстве. Это противоправные действия, наносящие вред имущественным и личным неимущественным отношениям, регулируемым нормами гражданского права (например, неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба и т.д.). За такие действия предусмотрена гражданско-правовая ответственность в различных формах;
— дисциплинарные – противоправные и виновные неисполнения работниками или служащими своих трудовых обязанностей, нарушающие правила внутреннего трудового распорядка. Такие правонарушения подрывают трудовую дисциплину и вредят нормальному функционированию предприятия.
Хотя теоретически можно уверенно различить преступление и административный проступок, социальные процессы и взаимодействие политических сил иногда переводят конкретные преступления в разряд проступков и наоборот. Это осуществляется законодательным путем, но за этим часто стоят политические интересы. Излишняя криминализация юридической ответственности, то есть определение некоторых правонарушений как преступлений, обычно указывает на наличие в обществе авторитарных или диктаторских тенденций.
Социальные и юридические основания разграничения преступлений и проступков
Несмотря на общие признаки, правонарушения весьма разнообразны. Это связано с различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером их мотивов и целей, особенностями жизненных ситуаций и т.д. Такое разнообразие противоправного поведения позволяет классифицировать правонарушения по различным основаниям.
Наиболее распространённой и социально значимой является классификация правонарушений по степени их социальной опасности. В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления характеризуются максимальной степенью общественной опасности. Они посягают на наиболее значимые интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступного посягательства являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, различные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.
Проступки имеют меньшую степень общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни и имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. Они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.
Гражданские правонарушения выражаются в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, причинения имущественного вреда. Санкции за гражданские правонарушения носят правовосстановительный характер и заключаются в возмещении имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, восстановлении нарушенных прав и законных интересов.
Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся мелкое хищение, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил финансовой отчетности, противопожарной безопасности и др.
Таким образом, правонарушения можно классифицировать по следующим видам:
- — по уровню общественной опасности (проступки: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, конституционные);
- — по сферам общественной жизни (нарушения в экономике, политике, социальной и бытовой сферах и других);
- — по видам юридической деятельности (в правотворчестве, правоприменении);
- — по формам вины (совершенные умышленно, по неосторожности, непреднамеренно);
- — по отраслям экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и других секторах); Деление по отраслям основывается на двух критериях: предмете и методе правового регулирования [13].
Предмет правового регулирования включает в себя совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами.
Например, особенности норм гражданского права обусловлены тем, что они, в отличие от норм, регулирующих трудовые, финансовые, семейные и другие отношения, охватывают только имущественные и непосредственно связанные с ними личные имущественные отношения. В некоторых специально предусмотренных случаях нормы гражданского права регулируют и иные личные неимущественные отношения, такие как защита чести и достоинства.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых право воздействует на общественные отношения. Например, участники имущественных отношений — это независимые друг от друга лица, которые свободно распоряжаются своим имуществом. Они заключают между собой договоры, что позволяет им согласовывать и определять свои взаимоотношения. Споры между ними разрешаются судом. Отношения в сфере государственного управления требуют другого метода правового регулирования, так как здесь нет равенства сторон; связи строятся на основе подчинения. Нормы права наделяют одну сторону властными полномочиями.[25]
В научной литературе выделяют два основных метода правового регулирования: авторитарный и автономный.
Авторитарный метод или метод властных предписаний (императивный метод) представляет собой такой способ правового регулирования, при котором участникам правоотношений предлагается только один, строго определенный вариант поведения.
Метод властных предписаний применяется в основном при совершении административных, уголовных и дисциплинарных правонарушений.
Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний и обязанностей, но и правовых запретов на совершение действий, запрещенных законодателем. Типичным примером использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей является уголовное право. Нормами этой отрасли под угрозой уголовных санкций запрещается совершать действия, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства.
Суть другого метода правового регулирования — метода автономии, или диспозитивного метода, заключается в том, что нормы права устанавливают не запреты или предписания определенного поведения, а только рамки, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения, устанавливают свои права и обязанности.
Этот метод правового регулирования используется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где участники правовых отношений выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.[26]
Таким образом, если предмет правового регулирования выявляет сферу общественных отношений, на которую воздействует данная отрасль права, то метод правового регулирования служит средством этого воздействия.
Нарушения закона: преступления и проступки
Нарушения закона представляют собой виновное противоправное деяние (действие либо бездействие) лица, обладающего дееспособностью, причиняющее вред обществу.
Существует два основных типа нарушений закона — преступления и проступки. Их различие основано на степени и характере общественной опасности.
Общественная опасность определяется следующими факторами: