Статья 46. Право на осуществление педагогической деятельности
1. Право на осуществление педагогической деятельности имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и соответствующие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не определено этим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Правительство Российской Федерации утверждает номенклатуру должностей педагогических работников образовательных организаций, занимающихся образовательной деятельностью, а также должностей руководителей таких организаций.
3. Лица, которые прошли промежуточную аттестацию по образовательным программам высшего образования в области «Образование и педагогические науки» и обучались не менее трех лет, могут заниматься педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
3.1. Лица, достигшие совершеннолетия и занимающиеся обучением в рамках среднего профессионального образования по специальностям, включенным в широкий спектр специальностей «Образование и педагогические науки», и успешно прошедшие промежуточные аттестации, имеют возможность начать практиковать педагогическую деятельность по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в последний год обучения.
(часть 3.1 внесена в действие Федеральным законом от 24.07.2023 N 385-ФЗ)
4. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по соответствующим направлениям и специальностям, могут заниматься педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам после прохождения успешной промежуточной аттестации в течение двух лет обучения. Работодатель определяет соответствие образовательной программы высшего образования целям дополнительной общеобразовательной программы.
(это часть 4 и введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
4.1. Иностранные агенты не имеют возможности заниматься педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
5. Условия допуска лиц, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, к осуществлению педагогической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования, в согласовании с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области труда.
(пункт 5 введен Федеральным законом от 08.06.2020 г. N 165-ФЗ; в редакции Федерального закона от 24.07.2023 г. N 385-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Условия допуска к педагогической деятельности для лиц, указанных в части 3.1 этой статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области общего образования, с согласованием с федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области труда.
(часть 6 вступила в силу по Федеральному закону от 24.07.2023 N 385-ФЗ)
Труд учителя начальных классов: подготовка, квалификация и опыт
Могу ли я сразу после окончания колледжа и без специальной подготовки работать учителем начальных классов? Какова роль опыта работы и практики в этой сфере?
Ответы юристов (1)
- Артемьев Ярослав
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
Да, возможно работать учителем начальных классов после колледжа, если имеется соответствующая квалификация и лицензия на педагогическую деятельность. Однако, следует учесть, что требования к квалификации педагогических работников могут отличаться в зависимости от должности и образовательного учреждения, где планируется трудиться.
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
Для того чтобы узнать, какие документы потребуются вам для ответа на данный вопрос, следует обратить внимание на следующие пункты:
- Законодательные акты, которые регулируют требования к учителям начальных классов в России;
- Свидетельство о прохождении колледжа или другого образовательного учреждения, где вы получили образование в сфере педагогики;
- Приказ о вашем назначении на должность учителя начальных классов;
- Договор трудового найма, если вы работаете на условиях трудового договора;
- Любые другие документы, которые могут иметь отношение к вашей конкретной ситуации, например, разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
Для ответа на вопрос о возможности работы учителем начальных классов после окончания колледжа, необходимо руководствоваться статьями закона, которые регулируют требования к квалификации данной должности. В Российской Федерации существуют два важных федеральных закона, касающихся образования и статуса учителя. Согласно «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) и «О статусе учителя» (Федеральный закон от 27.05.1998 N 82-ФЗ), для работы учителем начальных классов необходимо иметь высшее профессиональное образование в области педагогики или психологии, а также пройти педагогическую практику.
Соответственно, положениями закона, которые могут применяться в данном случае, являются статьи, относящиеся к образованию и педагогической деятельности. Примерами таких статей могут быть статья 43, рассматривающая вопрос о качестве образования, статья 44, определяющая требования к квалификации педагогических работников, а также статья 46, описывающая добавочные квалификации педагогических работников, и другие.
Наша бесплатная горячая линия всегда открыта для вас
Наша бесплатная горячая линия всегда готова оказать вам помощь и предоставить бесплатную консультацию с юристом онлайн. Звоните прямо сейчас и задавайте свои вопросы! Вашу проблему увидят сотни профессиональных юристов со всей России, и вы получите первый ответ уже через 15 минут. Наша юридическая помощь предоставляется как на бесплатной, так и на платной основе.
Услуги наших юристов
Воспользовавшись нашей услугой, вы можете рассчитывать на:
- поддержку юристов с высокой квалификацией;
- помощь в любых категориях дела;
- гарантию соблюдения процедуры и процессуальных сроков оспаривания.
- решением вопросов, связанных с жилыми помещениями, предоставленными по решению суда;
- выплатами для улучшения жилищных условий;
- компенсацией не предоставленных ранее выплат и субсидий.
Наши специалисты помогут разобраться, если:
- вы заключили соглашение с лицом, которое не отвечает за свои действия;
- Договор был заключен с использованием обмана;
- Это соглашение имеет характер, характерный для кабалы.
Какими должны быть условия работы учителя начальных классов после окончания педагогического колледжа?
Это очень глупая ситуация. Позвоните в соседнюю школу и узнайте! Но я бы не хотела, чтобы мой ребенок учился у такого недалекого преподавателя. Кстати, у нас в школе все учителя имеют высшее образование, за исключением воспитателей продленного дня
В текущем году я завершаю обучение в университете (моя учеба продолжалась 5 лет, и я получаю специальность педагог-психолог начального образования). Но, к моему сожалению, нигде не хотят меня принимать. Говорят, что нужен опыт. Кажется, мне придется искать работу вне своей специальности.
К тому же, нам постоянно говорят, что сейчас преподавателями не смогут работать без высшего образования (а те, кто уже работает без педагогического образования, будут уволены).
Почему же сразу говорить о недалекости? Просто у «начальников» университетский диплом далеко не всегда гарантия компетентности. Сейчас не хватает начальных школ, если возьмут вас — пойдите. Но помните, что у вас точно будут два класса работать, а не так, что будете сидеть в уютной белой комнате и зарплата будет искать вас. Заботьтесь о себе. Летом попробуйте поработать в пришкольном лагере. А я на вашем месте пока бы пошла на дополнительное образование, если есть желание. Там можно работать не на полную ставку, а на две. Зарплата будет сопоставимой. Но вы научитесь быть самостоятельными: делать все сами.
Мой университетский путь подошел к концу в этом году (я училась пять лет на специальности «педагог-психолог начального образования»). Однако, вот незадача — нигде не хотят меня брать. Говорят, что нужен опыт. Вероятно, мне придется работать не по своей специальности. В действительности, нам говорят, что сейчас учителям без высшего образования работать будет невозможно (а те, кто работает без педагогического образования, уйдут).
Как тяжело быть бедным педагогом-психологом. Это адская бессмыслица и тяжелый труд. Являться пятым колесом, быть делателем всего, о чем остальным лень и что не соответствует их статусу.
После педагогического колледжа я пошла работать в школу, параллельно поступив в вуз на заочное отделение по моей специальности. Автор, я советую вам обратиться в местное отделение образования и получить информацию у сотрудника кадрового отдела. Либо пройдитесь по школам и поговорите с директорами.
После окончания педколледжа я решила устроиться на работу в школу и одновременно поступить на заочное отделение по специальности. Рекомендую вам обратиться в местное отделение образования и проконсультироваться у сотрудника по кадрам. Также можно обойти несколько школ и пообщаться с их директорами.
Возможно ли поступить на бюджетное отделение заочного обучения?
В колледжах можно получить больше знаний, чем в вузах.
Хорошо, что появился закон, который требует высшее образование. Раньше брали после колледжа.
Очень глупо задавать такой вопрос. Просто позвоните в соседнюю школу и узнайте! Лично мне не хотелось бы, чтобы моего ребенка учил такой «недалекий» учитель. Заметьте, в нашей школе все педагоги имеют высшее образование, кроме воспитателей продленного дня.
Люди с наивысшим образованием могут проявляться не менее несмышлеными, чем те, кто имеет средне-специальное образование. Вспоминая свои школьные тренировки, университетские студенты даже не могли ничего заметить, это было забавно.
Получение совета от специалистов с педагогическим образованием
Возможность поступления в педагогический вуз в 25 лет, не поздно?
Можно ли работать учительницей старших классов в школе в 20 лет?
Идти в колледж после получения первого высшего образования
Заочное образование в сфере педагогики
Здравствуйте! Принимают, скрежеща зубами. Но в основном предпочитают специалистов с высшим образованием. Хотя, по моему опыту, всё то, чем я 4 года занималась в университете, в работе не пригодилось. Ничего. Все, что я выучила, пришлось осваивать на практике. Некоторые работодатели даже обращают внимание на диплом и на то, в каком университете ты учился.
Работа официантом
Руководитель пишет в нерабочее время
Помощь клиентам
Мой опыт работы младшим воспитателям в детском саду
Какая вахта сложнее?
Я снова всех поздравляю с началом нового РАБочего дня
Свадьба друзей после смерти моей мамы
Приветствую мужской декрет
Внешность и сфера работы
Вопросы для репетиторов
Популярные темы за последние 24 часа:
Приветствую мужской декрет
Руководитель пишет в нерабочее время
Считаете ли вы унизительным работать?
Почему мой начальник передает привет моему мужу?
Свадьба друзей после смерти моей мамы
Внешность и сфера работы
Вопросы для репетиторов
Новая работа, как адаптироваться?
Коллеги на работе обсуждают
Какая вахта сложнее?
Кто чем занимается?
Зарплата
- Малыши
- Дети от 3 до 6 лет
- Дети от 7 до 12 лет
- Подростки
- Детское питание
- Здоровье и развитие
- Детские учреждения
- Именование
- Учебные материалы для детей
- Время для себя
- Искусство
- Путешествия
- Праздники и подарки
- Творческая работа
- Знакомство
- Отзывы пользователей о других пользователях
- Общение с модераторами
- Блог форума
- Развлекательный портал
Посетитель сайта Woman.ru осознает и принимает на себя полную ответственность за все публикуемые им материалы, будь то полностью или частично, с использованием сервиса Woman.ru. Посетитель сайта Woman.ru гарантирует, что размещение переданных им материалов не является нарушением авторских прав третьих лиц, а также не наносит ущерб их репутации и достоинству.
Отправляя материалы на сайт Woman.ru, пользователь сам проявляет интерес к их публикации на этом сайте и выражает свое согласие на последующее использование владельцами Woman.ru. Любые материалы, размещенные на сайте Woman.ru, могут быть использованы только с разрешения владельцев сайта, независимо от их формы и даты размещения.
Использование и перепечатка печатных материалов с сайта woman.ru разрешены только при наличии активной ссылки на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только после получения письменного согласия администрации сайта.
Размещение объектов интеллектуальной собственности, таких как фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д., на сайте woman.ru разрешено только лицам, у которых есть все необходимые права на такое размещение.
Авторские права (с) ООО «Шкулёв Диджитал Технологии», 2025. Любое копирование материалов с сайта без разрешения редакции запрещено.
Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-83680, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 июля 2022 года. 18+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Диджитал Технологии»
Главный редактор: Воронцева О. А.
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Можно ли принять на работу преподавателя среднего профессионального учебного заведения лица, которое имеет среднее профессиональное образование?
Можно ли принять на работу в качестве преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения лицо с образованием среднего профессионального уровня? Существуют трудности в применении правовых положений. У кандидата есть образование среднего профессионального уровня по направлению «Право и организация социального обеспечения». Он планирует преподавать те же дисциплины. У него нет педагогического образования или профессиональной переподготовки. Могу ли я его принять или нет?
Ответ
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и соответствующие требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (часть 1 статья 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, необходимо, чтобы квалификация педагогического работника соответствовала нормам и стандартам, установленным Експертным советом или профессиональными стандартами.
Квалификационный справочник, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», устанавливает следующие требования к квалификации преподавателя: необходимо иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в смежной области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом не требуется определенного стажа работы. Также возможно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, сотрудник соответствует необходимым требованиям к квалификации, если у него имеется среднее профессиональное образование в сфере, соответствующей преподаваемому предмету.
Не требуется обязательное наличие педагогического образования. Переквалификация необходима в случае, если образование сотрудника не соответствует требованиям.
В данном случае, как указано в вопросе, образование сотрудника удовлетворяет требованиям — оно получено в области преподаваемого предмета. Поэтому сотрудник может быть принят на работу.
Придерживаясь профстандарта, можно сказать, что согласно пункту 3.1 Профстандарта, утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», устанавливаются определенные требования к уровню образования преподавателя:
Можно иметь среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего уровня, или высшее образование — бакалавриат, при этом направление (профиль) образования обычно соответствует преподаваемому предмету, курсу или дисциплине (модулю).
Получение дополнительного профессионального образования может осуществляться на базе среднего профессионального образования или высшего образования. Это может быть профессиональная переподготовка, которая имеет направление или профиль, соответствующий преподаваемому учебному предмету, курсу или дисциплине.
Если у человека отсутствует педагогическое образование, он может получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и/или профессионального обучения. Дополнительная профессиональная программа может быть пройдена после трудоустройства.
Для осуществления обучения предметам (модулям) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования необходимо прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, включая стажировку в соответствующих организациях не менее одного раза в три года
Педагогическим работникам требуется пройти обучение и прохождение проверки знаний и навыков в области охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации
Рекомендуется прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам, связанным с педагогической деятельностью, не реже одного раза в три года
Таким образом, согласно требованиям Профстандарта, при отсутствии педагогического образования необходимо получить дополнительное профессиональное образование. Это возможно даже после трудоустройства.
Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт для одинаковых профессий (должностей) имеют различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой правовой акт применять, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Подробности можно найти в материалах Системы Кадры:
1. Вопрос: Кто имеет право заниматься педагогической деятельностью
Для занятия педагогической деятельностью необходимо иметь образовательный ценз и соответствовать квалификационным требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профстандартах (согласно статье 331 Трудового кодекса и статье 46 Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ). Работодатель вправе определить эти требования, используя как квалификационные справочники, так и профстандарты. Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Министерства образования и науки России от 12 февраля 2016 года № 09-ПГ-МОН-814.
Общие требования к образовательному цензу педагогических работников определены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 26 августа 2010 года № 761н.
Квалификационные характеристики должностей педагогических работников предусматривают:
Педагогические работники должны иметь определенный уровень профессионального образования;
Требования к специализации и направлениям подготовки в области образования;
Уровень образования и квалификация педагогических работников в образовательных организациях определяются на основе документов государственного образца, таких как дипломы, аттестаты и другие документы об образовании.
При определении образовательного ценза не учитывается классификация высшего образования по ступеням бакалавра, специалиста и магистра.
Доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
2. Ситуация: Можно ли принять на работу учителя без педагогического образования
Для работы в сфере педагогики необходимо обладать средним профессиональным или высшим образованием и соответствовать квалификационным требованиям, установленным в квалификационных справочниках или профстандартах (согласно статье 331 Трудового кодекса и статье 46 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Таким образом, в общем случае учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное педагогическое образование, или образование, соответствующее предмету, который он преподает. В случае отсутствия педагогического образования или образования по профилю предмета, учитель должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в образовательной организации по направлению своей деятельности.
Обратите внимание: принятие на работу учителя возможно даже без наличия образования.
Если кандидат на работу учителем начальных классов не соответствует требованиям профстандарта или квалификационного справочника, аттестационная комиссия может рекомендовать его принять, если у него достаточный практический опыт и компетентность для выполнения должностных обязанностей в полном объеме ( см. п. 9 общих положений ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н).
Наталья Никонова, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
С уважением и пожеланием комфортной работы
Можно ли работать учителем начальных классов без высшего образования? 2 из предложенных кандидатов окончили педагогический колледж.
Мамы школьников — помогите мне выбраться из тупика. Сейчас, кажется, можно работать учителем начальных классов даже без высшего образования. Двое из кандидатов на должность нашей первой учительницы, которых мы рассматривали сегодня на Дне открытых дверей, закончили педагогический колледж…это такое училище, которого уже почти нет…то есть не техникум….я не могу поверить
122 Ответа
Моя подруга рассказывала, что первая учительница её сына писала на доске с грамматическими ошибками, пришлось родителям объединяться и очень воздействовать на руководство школы, чтобы учительницу заменили; но на следующий учебный год всё равно пришлось перевести ребёнка в другую школу.
Независимо от места обучения, каждый человек может допустить ошибки. Я видела выпускника МГУ (филологический факультет), который работал в школе и писал с ошибками.
Все-таки, для выпускника филфака МГУ неприемлемо писать с ошибками.
@ Yulia, но ведь выпускник филологического факультета не обязательно является учителем русского языка))) Что такого позорного в его орфографических ошибках?
Ira Ivankova, вы шутите?
Посетите веб-страницу http://www.philol.msu.ru/faculty/ и узнайте, каких специалистов готовит филологический факультет МГУ. Представьте себе, что если такие специалисты будут неграмотными, и их неграмотность проявится, например, в работе некомпетентного корректора в редакции, который пропускает ошибки в журналах, газетах, интернет-изданиях.
Университетский факультет, известный как @ Yulia филФак, может быть как философским, так и филологическим.
Все эти обсуждения об орфографических ошибках всегда вызывают у меня раздражение. Кому важно, как пишет человек, если смысл не теряется?
Уровень интеллекта, кругозора и других важных качеств человека мало зависит от количества ошибок.
Я, конечно, не хотела бы, чтобы неграмотный человек преподавал язык, но тренер многократного олимпийского чемпиона часто сам является посредственным спортсменом… С учителями то же самое.
Ira Ivankova считает, что грамотность является основным показателем образованности. Неграмотное письмо может означать, что автор ошибается и по смыслу. Часто это происходит при переводах, когда переводчик принимает одно слово за другое и переводит так, как понял, и теряется исходный смысл. Лично я не буду покупать неграмотно написанную книгу, газету или журнал. Онлайн-издания часто просят читателей сообщать об опечатках или ошибках в тексте. Если предложение клиентам содержит грамматические ошибки, клиенты могут подумать, что компания работает с неграмотными людьми. Зачем им это? Даже на базовом уровне, когда получаю банковскую выписку, ошибка говорит о проблемах с кадрами в банке.
Если речь идет о философском факультете, то я сомневаюсь, что человек, не способный понять правила русского языка, сможет освоить более сложные науки. Если он не может пройти школьную программу, как он сможет понять университетскую программу? Кроме того, филфак в основном является филологическим.
Сравнение с тренерами и спортсменами, по моему мнению, неуместно. Для спортивных достижений нужны особые способности в конкретном виде спорта, и не все тренеры могут помочь в достижении всех видов спорта. В то время как грамотность не требует особых способностей, а правила орфографии и пунктуации могут быть выучены кем угодно. Но для этого нужны грамотные учителя. Кстати, когда детей начинают ходить к репетиторам по русскому языку, ситуация обычно улучшается и дети начинают писать грамотно.
@ Yulia , полностью поддерживаю вас! Честно говоря, я вообще обеспокоена тенденцией к неграмотности и неуважительным отношением к языку. Давайте пусть прочтут книгу «1984» Джорджа Оруэлла, возможно, они поймут, к чему всё идёт))